Бюджет по-жезказгански

Визит президента обошелся городу недешево

Общественное Объединение “Общественное движение БАЙКОНУР” было приглашено для участия в работе постоянной комиссии маслихата города Жезказган, принимавшей бюджет на первое полугодие 2008 года.

Неуважение отдельных чиновников по отношению к представителям общественности и прессы мы испытали сразу, только переступив порог зала. Нам не предоставили место для верхней одежды, и пришлось войти в зал в пальто. Заместитель акима Карагандинской области Балкимбаев, З. А. увидев, что журналист сидит на стуле первого ряда, стал требовать пересесть: “Что это ты тут сидишь? Иди на последний ряд! Почему это ты в куртке? Что, этикета не знаешь?”. Говоря об этикете, сам чиновник сидел вальяжно развалившись на стуле, как барин перед холопом.

Далее. Нам не была представлена повестка дня, на просьбу предоставить копию доклада по распределению бюджета города Жезказган, для чего, собственно, мы и были приглашены, дали категорический ответ “не положено”. Кто и каким образом узаконил такую форму присутствия общественности, когда нет под рукой цифр, и ты должен улавливать на лету слова докладчика, при этом не совсем внятно читающего.

Для чего нужно было приглашать общественность, которая не имеет никаких прав? О какой прозрачности городского бюджета можно говорить, если даже депутаты получили копии доклада только придя на заседание.

Главный вопрос, ради которого мы были приглашены – это распределение выделенных средств в связи с аварией ракеты-носителя “Протон-М” в сентябре 2007 года. Только ни о каком внятном обсуждении темы денег за аварию не могло быть и речи. Навязывание принятых решений, полное бессилие и неспособность депутатов влиять на какой-либо вопрос – вот что бросалось в глаза.

Председатель городского маслихата Медебаев С.Т. сообщил о том, что областной маслихат решил пустить деньги на освещение города в размере 20 миллионов 460 тысяч тенге, которые выделены как компенсация за аварию. Вот как завуалировали чиновники нецелевой расход денег: “Кроме того, из областного бюджета выделено городу Жезказгану целевые текущие трансферы на реализацию программы развития жилищно-коммунального хозяйства в сумме 20460 тысяч тенге для установки линий уличного освещения города”. Пристойно, и вроде как еще дополнительно, ведь ни строчки, что это за аварию. Затем акимат с чувством исполненного долга доложил, что и он не остался в стороне от оказания помощи “обработанным” ядом жителям и тоже “освоил” из общей суммы возмещения более 1 млн.700 тысяч тг. на командировки, переговоры, переписку и прочие расходы. Депутаты, как принято у нас в стране, без лишних вопросов утвердили изменения в бюджете. С чьего попустительства и безалаберности так расходуются средства, которые необходимы на исследование здоровья и лечение людей? Желание, выдать мнимое за действительность вызывает изумление. Люди, которые пострадали от воздействия гептила не получили ни тыинки, ни квалифицированной помощи. Их просто осмотрели и ничего не сказали.

Дальше отчет шел как по накатанной. Так 3 миллиона выделено на реконструкцию развалившегося дома – благое дело, если бы не вопрос одного из депутатов: по ул.Алашахана стоит дом № 37, который тоже требует реконструкции, а с ним как быть? И тут выясняется очень интересная деталь. На его реконструкцию в 2003-2004 годах выделялась уже сумма и она израсходована, а теперь дом будет разбирать частник, который купил землю за свой счет, а деньги, которые были выделены ушли. Куда? “Ну ушли, они и ушли не по назначению, что теперь о них говорить?”, — так отреагировал г-н Балкимбаев. Вот вам и борьба с коррупцией в провинции.

На заработную плату трем сельским акимам выделено 924 тысячи тенге. Жаль, я не имела права спросить, акимы у нас зарплату не получают или являются самым не защищенным слоем населения. А может, какие другие заслуги перед отечеством. Могли бы разъяснить, чтобы развеять ненужные сомнения. А то, может, я чего не поняла, да и другие тоже.

В докладе Мурзабекова Е.Б. прозвучало, что на оформление города выделено еще 3 миллиона. Закралась мысль, что опять билборды. Видно, не одну меня мучил этот вопрос, и депутаты попросили уточнить, на что именно идут такие деньги. Докладчик как-то сразу стушевался, и опять его поддержал приглашенный на сессию высокий гость. “Ерлан, ты не стесняйся, говори правду. Эти деньги потрачены на встречу президента Назарбаева 24 января, когда проходил форум, посвященный социальной ответственности большего бизнеса. Вообще-то потрачено 6,5 миллионов, вот и отдавать надо еще 3,5 миллиона”.

Так их, выходит, нет, а на нет и суда нет, решили депутаты. А что тут возразишь? Цирк. А у меня в памяти всплыли картинки, как в 30-градусный мороз с ветром, ведь у нас климат резко-континентальный, люди в люльках белили фасады домов, которые стоят вдоль главной дороги, красили заборы, тоже с той стороны, что к дороге. Затягивали сеткой недостроенные объекты, – наверно, для того, чтоб не видно было, что строительство ведется из б/у блоков. Да, дороговато обходится городу встречи первых лиц, и опять за счет благополучия жителей, ведь можно было бы пустить эти деньги действительно на благоустройство города – хотя бы очистить от мусора.

Представители общественности не выдержали и в знак протеста покинули зал. А вечером в новостях местный канал говорил о том, что общественное объединение “Общественное движение БАЙКОНУР” было приглашено на заседание постоянной комиссии городского маслихата и принимало участие в распределении…

Стыдно и печально.