Последнее мое интервью “Не прожить богатым в нищей стране” Анатолию Иванову в газете “Республика” от 11 апреля 2008 года, вызвало неожиданно большой резонанс в обществе. Много вопросов возникло по поводу неоднозначных высказываний в данном интервью. Мне представляется важным более подробно разъяснить свою позицию и взгляды на этот счёт. Особую благодарность хотелось бы выразить Специальному представителю Европейского Союза по странам Центральной Азии г. Пьеру Морелю за поддержку наших начинаний, а также Анатолию Иванову за его искренний интерес и профессиональный подход, хотя это интервью, включая фото, лично мне не особо понравилось. Но, наверное, это и не должно входить в планы журналистов, если им в качестве предварительного условия не предъявляется требование обязательного согласования конечного текста интервью.
“О природе богатства”
Что значит “невозможно быть богатым в бедной стране”? Дело в том, что богатство создаётся обществом, то есть проистекает из общения, из обмена разным отношением людей к вещам как ценностям. И чем отличнее люди друг от друга в своём единстве, тем они богаче. Но при одном условии – они все свободны и любят друг друга. А иначе обмен как фундаментальная ценность невозможен, а без него и истинное единство общества. В этом суть богатства как благосостояния, наслаждения благами.
Если люди вокруг боятся, а не любят тебя — качество наслаждения падает, нарастает отчуждение, даже в тебе самом. Чем больше люди зависят от тебя, тем меньше они проявляют свою личность и свои истинные желания. Капитал как потенциал их спонтанного взаимодействия также соответственно снижается. Ты стал значительным, но счастье куда-то улетучилось. Оказалось, что лучше быть маленькой частью великого общения, чем большой частью жалкого. Таким образом, материальное богатство, как впрочем, и власть, проистекает из духа, психологии нашего взаимодействия, из доверия друг другу во всеобщем обмене сравнительными преимуществами.
Каждый человек представлен в двух ипостасях: общей и частной. Когда общему делу, общению наносится ущерб, терпят ущерб и личности. Насколько знаю, ещё Абай говорил, что только с человеком человек является человеком. Так что ключевой вопрос богатства — как ты относишься к людям: любишь ли ты их, свободны ли они от тебя и благодарен ли ты им.
Из ответа для себя именно на этот вопрос произрастают либо “пирамиды мыльных пузырей”, либо диверсификация и сбалансированность экономики. Пусть лично ты будешь менее богат, чем другие, но ты не будешь соревноваться с ними в росте активов и вложишься не в экспорт сырья, а в производство, чтобы мы все стали богаче. Рискнёшь в поддержку не пирамид, а неразвитых отраслей. Приглашая мировую звёзду на частную вечеринку, дашь возможность звезде и городу встретиться на дополнительном не бесплатном концерте. Скорее не благотворительность, а комбинация возможностей друг друга, — вот в чём смысл того, что мы все становимся богаче. Не столько делиться надо по понятиям, сколько обмениваться, взаимодействовать из понимания и чувства единства.
Нужно возрождать высокие ценности общего дела. К сожалению, путь в обратном порядке может привести нас к бедности и подаяниям. Бедность по сути это низкая культура взаимодействия, то есть нарушение правил игры. Д.С.Лихачев считал, что “бедный не тот, у кого мало, а тот, кому мало”. У людей может быть много чего, но если им всё мало, то они нарушают кругом правила взаимодействия. Кто-то неорганизован, спешит, одним словом — несчастен, нарушает правила дорожного движения, но пробки то возникают для всех. Как можно считать себя богатым, если мы умираем от пустых кислородных подушек, от врачей, которые не требуют их заполнения. Если нам не улыбаются, когда обслуживают нас. Если мы не беспокоимся о том, что к нам возникала очередь. Если учитель заискивает перед нами, а мы покупаем оценки. Если мы бездумно отвечаем за буквальное исполнение приказов вместо сознательного неисполнения или исполнения их по смыслу.
Пока мы будем больше верить силе, а не совести — всегда найдутся исполнители ошибочных решений. Система это мы: те кто, промолчал, поддакнул, не подсказал, те, кто исполнил и даже те, кем манипулировали. Если теперь любого, даже самого лояльного из нас, можно посадить, тогда мы все стали беднее. Этот момент критически важен для развития. Отсюда система либо вниз, либо вверх. Куда – зависит, в том числе, и от нас самих. Если распад социальных институтов и порядка начнётся, то силой его не остановить. Общество закономерно будет продолжать поражать всё самое лучшее в себе на текущий момент, пока не распадётся.
Только пробуждая в сердцах любовь и совесть, мы остановим механизм нарастания недоверия и страданий. Чтобы предотвратить насилие, надо не побояться сказать с любовью хотя бы близким своим, что они совершают ошибку, когда идут против совести, что они делают нас беднее. В том, что судят более наивных, а не более виновных, — наша ответственность. Среди тех, кто мошенничает, в том числе в пользу правительства, всегда есть кто-то из нас: наш друг, родственник, муж, любимый, партнёр или начальник.
Одним словом, материальное богатство общества это следствие его духовного состояния, а не наоборот. И не стоит заигрывать с осуждением богатства, мы все ещё страшно далеки от него, и его необходимо непрестанно созидать. Подобное знание нуждается в исследовании и распространении, а это можно реализовать лишь через систему науки и образования, где формируются ценности. Всем, кто считает это важным, необходимо предоставить возможность осуществить свой вклад в возрождение единства научного подхода и образовательного процесса. Когда исчезает содержание, формы бессмысленны.
По сути дела, когда речь идёт о кропотливом созидании богатства через систему науки и образования, то имеется в виду расширение порядка нашего взаимодействия с группового формата до индивидуального. Именно индивидуальный порядок взаимодействия, по мнению нобелевского лауреата по экономике Фридриха фон Хайека, нарабатывает тонкие нормы рыночной морали и переводит тем самым групповые конфликты в обществе с закрытого, по сути военного, противостояния в открытое согласование в форме конкурентной борьбы. Конкуренция в этом смысле, по меткому выражению Карла Ясперса, является “борением любви”.
Индивидуальная ответственность каждого за происходящее внутри себя и вокруг это и есть новый, расширенный порядок взаимодействия людей. Она — условие более открытого, искреннего в своём единстве коллектива. Когда обмен становится всеобщим, возникает рынок не только товаров и услуг, но также прав и идей. Экономическому воровству и политической коррупции в системных масштабах просто не остаётся места, так как они существуют вне обмена. Это третий, более честный и мирный путь изменения нашей с Вами действительности, в отличие от получения власти из рук власти или вопреки власти. Это путь изменения характера власти.
В последнем случае власть действительно переходит к обществу, а не к личности его представляющей. Рано или поздно перед каждым из нас всегда возникают ситуации самоопределения: сделать всех богаче, рискнув своим временным благополучием, или сделать всех беднее, не слышать любви, не слушать совести, рискуя завязнуть в неразрешимых, неосознаваемых лично проблемах.