Общественный парламент “Халык кенеси” действует

У однопартийного Мажилиса появился пестрый конкурент

Парламентаризм – это кратчайший путь к процветанию парламентариев.

Алексей Гришанков

“Самое главное предназначение “Халык кенеси” – это информирование населения о проблемах и их причинах”, — заявил в ходе второго заседания данного органа Жармахан Туякбай, избранный спикером Общественного парламента. “Всей своей совместной деятельностью мы должны доказать преимущество многообразия идей и мнений над серым однообразием”, — подчеркнул он.

.

Состав общественного парламента довольно пестрый. Как результат, возникла бурная дискуссия, приглашать ли в его ряды членов партии “Нур Отан”. Мнения разделились. Часть участников-учредителей считает, что “Халык кенеси” должен представлять собой альтернативу однопартийному парламенту, а потому представителей власти там не нужно. Другая точка зрения строится на том, что парламент, пусть даже общественный – это не клуб единомышленников, а место, где встречаются различные идеи и взгляды, площадка для их цивилизованного контакта.

Философ Валихан Тулешов (и он не одинок) видит в оформляющемся институте в первую очередь общенациональную диалоговую площадку. Он сторонник приглашения “нуротановцев”, потому что “там наверняка помимо коррупционеров есть честные люди”.

“Парламент превращен в говорильню, и все смотрят на него с вопросом “когда его разгонят?” — отметила Ирина Савостина, лидер движения пенсионеров поколение. “Складывается впечатление, что они там все виагры обпились и поэтому все сексуально озабоченные. То о многоженстве, то о проституции, то о выходе девчонок замуж с 14 лет, а закон “О ветеранах” не могут восемь лет принять”, — добавила она.

Первое заседание Общественного парламента было учредительным, а на повестке второй встречи стояли два вопроса: о регламенте и план работы “Халык кенеси”.

По первому вопросу речь в основном шла о том, на какой срок и с какими полномочиями избирается спикер, что собой будут представлять рабочие комиссии, какой сложится процедура приема новых членов. Только Мухтар Шаханов, председатель незарегистрированной партии “Халык Рухы”, когда очередь высказаться по регламенту дошла до него, сообщил: “Больше половины казахов не могут писать на родном языке, стали космополитами, манкуртами стали”.

Владимир Козлов из незарегистрированной партии “Алга!” предложил сделать Общественный парламент по структуре аналогичным официальному, но другим по сути. И без “Нур Отана”. Потому что “Нур Отан” — это видоизмененный хвост президента, какой смысл разговаривать с курдюком?”.

В Халык кенеси семь рабочих комиссий (по правам человека, СМИ, социальной политике, бюджетно-финансовой сфере, правовой реформе…). Спикером сроком на один год избран Жармахан Туякбай.

Аналоги Общественного парламента существуют на Западе. Поэтому вопросы общественной экспертизы, инициативы или общественных расследований уже отработаны и требуется их адаптация на местную почву. “Публично озвучить альтернативную политическую мысль”, — так видится одна из главных задач Розлане Таукиной, президенту общественного фонда “Журналисты в беде”.

По плану работы поступило несколько предложений. Среди них “Казахстан – ОБСЕ 2010”: Ход выполнения обязательств”; “Экономика Казахстана: пути преодоления кризиса”. Были предложения без четких формулировок, но с определением предмета обсуждения. Это катастрофические результаты пяти лет действия нового Земельного кодекса, Национальный стандарт качества, разработанный Федерацией профсоюзов РК, рост цен и прожиточный минимум. Мухтар Шаханов предложил обсудить проблему казахстанской нации.

В идеале проводить предварительную работу и готовить документы должны рабочие комиссии. Но, пока с их составом полностью не определились, соответствующую работу осуществят инициаторы поступивших предложений.

Общественный парламент также выступил с обращением, где призвал государственные органы зарегистрировать партии “Алга” и “Халык Рухы”.