Олимпийский огонь является традиционным атрибутом Олимпийских игр современности. Он зажигается от солнечных лучей в Древней Олимпии – месте проведения древнегреческих игр – и доставляется эстафетой на торжественное открытие очередных Олимпийских игр в город, избранный Международным олимпийским комитетом (МОК) их столицей. Ритуал зажжения Олимпийского огня и его эстафеты к месту новых Олимпийских игр символизируют преемственность добрых мирных устремлений древних и ныне живущими. Однако у ныне живущих и иного порядка устремления имеются.
24 марта сего года в древней Олимпии по ритуалу, действующему уже 80 лет (с IX Олимпийских игр 1928 года в Амстердаме), был зажжен Олимпийский огонь для XXIX Олимпийских игр в Пекине – столице Китайской народной республики. На торжественной церемонии присутствовали: президент МОК Жак Рогге, президент Греции Карлос Папульяс, премьер-министр Греции Константинос Караманлис, председатель Оргкомитета по подготовке пекинской Олимпиады Лю Ци, мэр Древней Олимпии Георгиос Аидонис. Было множество гостей и туристов из многих стран.
В 11 часов местного времени из руин храма богини Геры (сестры и жены главного бога древних греков Зевса) появляется исполнительница роли главной жрицы – известная греческая актриса Мария Нафолиоту в сопровождении других 16 жриц. Она подставляет подготовленный к зажжению факел в фокус освещенного солнцем параболического зеркала… Вспыхивает Олимпийский огонь Олимпиады –2008!
Начинаются торжественные речи, знаменующие рождение огня. Все идет по протоколу. Празднично! Но во время выступления Лю Ци на античный стадион выскакивает группа активистов французской ассоциации “Репортеры без границ” и рвется к трибуне с транспарантом и черными флагами в руках. На транспаранте изображена олимпийская эмблема – пять переплетенных разноцветных колец, цветов пяти континентов, символизирующих их мирное единение в Олимпийском движении, но… в наручниках; на флагах лозунги: “Объявите бойкот стране, которая нарушает права человека!”.
Полиция задержала группу. Президент МОК Жак Рогге выразил сожаление по поводу случившегося инцидента. Но СМИ его немедленно “раззвонили”, и понеслась по планете волна страстей, раскаляемая служителями “второй древнейшей” против руководства Китайской народной республики. Оно обвиняется в оккупации Тибета, проведении геноцида тибетского народа, жёстком подавлении мирных демонстраций буддийских монахов, требующих предоставления независимости Тибету. Весьма громко раскручивается “тибетская проблема”. Кому понадобилось, кому выгодно?
Очевидно, не спортсменам, в поте трудов многолетних добившихся права на участие в Олимпийских играх-2008, не Олимпийскому движению, основатель которого французский педагог и общественный деятель барон Пьер де Кубертен декларировал “О спорт! Ты – мир!”.
Такую же направленность имели и древнегреческие Олимпийские игры, возникшие в 776 году до н.э. Древние греки проводили их раз в четыре года в честь Зевса в Олимпии, у горы Олимп, на которой по их воззрениям он жил вместе с другими богами. Священными почитались те игры, начинались и завершались религиозными церемониями, состояли из спортивных состязаний и конкурсов искусств, славили физическое и интеллектуальное совершенство людей. В год игр прекращались войны, и на всей территории Греции воцарялся мир.
Много жизней сохраняли те игры. Они, зародившись за 224 года до н.э., проводились 154 раза, до отмены их в 394 году н.э. римским императором Феодосием I Великим. Был у гуманиста Пьера де Кубертена резон возрождать Олимпийские игры.
Кстати, другой император Феодосий II Младший, правивший Восточной римской империей с 408 по 450 годы н.э., в 426-м приказал сжечь Олимпию; с тех пор храм богини Геры, построенный древними греками в 76 году до н.э. – в руинах.
Однако попробуем разобраться, кому понадобилось, кому выгодно, будоражить “тибетскую проблему”. Посмотрим, что в истории было, откуда у этой проблемы “ноги растут”, по миру “бегут”. В Большом Российском энциклопедическом словаре (Москва, 2003г.) на стр. 1587 сказано: “…Тибетское государство возникло в 7 веке. В 13-14 веках Тибет находился в зависимости от монголов. В 17 веке глава буддийской (ламаистской) секты ГЭЛУГБА далай-лама стал духовным и светским главой страны. С 18 века в составе Китая (включен маньчжурской династией Цин) при сохранении правительства далай-ламы. В 1951 году между правительством КНР и тибетскими властями заключено соглашение о мероприятиях по мирному освобождению Тибета”.
Признаюсь, меня удивила витиеватость фразы о “мирном освобождении”. Но в ней-то и весь объективный смысл соглашения, приемлемого для обоих сторон (в первую очередь, для далай-ламы), так политкорректно обозначенный. “Мирное освобождение” не враз, не революционно меняло сложившиеся в течение многих столетий тибетское статус-кво.
В 1270 году внук Чингисхана Хубилай, владевший в то время Тибетом и завершавший завоевание монголами Китая, назначил главу тибетской религиозной секты Сакья-ба Пакба-ламу правителем Тибета… отсюда начало правления этой страной ламами (монахами тибето-монгольского буддизма). Через 70 лет власть перешла к другой секте – Гэцзюй-пай (Белое учение, белошапочники), правление которой ознаменовалось обретением независимости от монголов и продолжалось до 40-х годов 17 века.
В начале 15 века монах Цзонкаба основал секту Гелуг-ба (Желтое учение, желтошапочники), после чего тибетский буддизм обрёл новое направление – ламаизм и институт далай-ламы (море мудрости); далай-лама – титул верховного жреца буддийской церкви в Тибете. Между новой и правящей сектами, естественно, не могла не возникнуть борьба за души верующих, а затем и за власть. Она длилась более двух столетий и завершилась в пользу желтошапочников; благодаря инициативам и рациональным, но отнюдь, не нравственным, действиям Далай-ламы пятого (1617–1682). Секта Геллуг-ба стала в Тибете правящей, а ее глава – духовным и светским правителем Тибета.
Но с ним же связана утрата Тибетом более трехсотлетней постмонгольской независимости. В 1652 году Далай-лама прибыл в Пекин, столицу Поднебесной империи, которой тогда правила маньчжурская династия Цин, и заявил о своем ей подчинении. Цины включили Тибет в состав своей империи, взяли под защиту его границы (успешно защищали, например, от вторжения западных монголов и воинственных гурков из Непала). Пятый далай-лама продолжил по-прежнему единовластно править народом Тибета. Из его суверенных прерогатив были исключены лишь внешнеполитические. В остальном он оставался неограниченным сюзереном, как и все последующие далай-ламы.
Внешнеполитические функции Поднебесная, опасаясь экспансии европейцев через Индию и Тибет, оставила за собой, запретила доступ иностранцев в Тибет, установила контроль за далай-ламами посредством своих амбаней (резидентов). Под “крышей” Поднебесной все далай-ламы, вплоть до тринадцатого (1976-1933), комфортно правили своим народом. На то у них была полная автономия.
Не повезло тринадцатому, не устоял перед натиском и посулами спецслужб Великобритании, положившей после завоевания Индии “глаз” на Китай и Тибет; стал проводить пробританскую политику, в 1910-м был вынужден бежать в Индию под “крышу” своих соблазнителей. По их же указке в ходе китайской (синьхайской) революции 1911 года, свергшей Цинскую династию и провозгласившей Китай республикой, вернулся и инициировал провозглашение “независимости” Тибета. В ответ временный президент новоявленной китайской республики Юань Шикай двинул на вразумление сепаратистов свои революционные войска…
Много чего после этого произошло… Вторжение в Китай Японии; Вторая мировая война 1939-45гг; новая гражданская война в Китае, закончившаяся преобразованием гоминдановского Китая в Китайскую народную республику (КНР); соглашение 1951 года между Далай-ламой XIV и властями КНР “О мероприятиях по мирному освобождению Тибета”; избрание в числе этих мероприятий Далай-ламы заместителем председателя Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей; спровоцированное и организованное службой МИ-6 Великобритании “восстание” 1959 года в Лхасе и эмиграция Далай-ламы XIV в Индию; образование в составе КНР Тибетского автономного района; избрание Международным олимпийским комитетом столицы КНР местом проведения XXIX Олимпийских игр Олимпиады-2008.
Казалось бы, нет у мирового сообщества претензий к руководству КНР, коль такое масштабное, мирового значения действо ему доверено. К тому же и Далай-лама XIV (в миру Агван Лобсан Тенцзин Гьяцо) о полной независимости от КНР речей уже не вел, желал лишь абсолютной автономии в делах духовных, обрядовых.
Но больно уж возвысилась КНР, альтернативой ценностям Запада становится. Надо что-то делать. Делают. Не хочет Далай-лама независимости? Поможем захотеть. Помогли: “…Немногочисленная группа “бунтовщиков”, как всегда в подобных случаях направляемая чьей-то умелой рукой, учиняла ряд погромов и поджогов магазинов и лавок, принадлежащих этническим китайцам, инициируя межнациональный конфликт… Никакой поддержки у населения эти действия не получили, напротив, местные жители были полностью на стороне властей, жестоко пресекших беспорядки. Как человек, оказавшийся в те драматические дни среди тибетцев, могу об этом смело свидетельствовать”. Это из “Литературной газеты от 30.04.2008, с. 15. соб. корр. С. Селиванова.
Слово Всеволоду Овчинникову, обозревателю “РГ”, одному из наиболее маститых журналистов России, в 1955 году в течение двух месяцев работавшему в Китае, встречавшемуся там с примьером Чжоу Эньлаем и Далай-ламой XIV (“Российская газета”, 9.04.2008, с. 9. “Мнение”): “Меня коробит от утверждений, будто “китайские коммунисты в 1951 году оккупировали Тибет”. А восемь лет спустя подавили там народное восстание, вынудили далай-ламу бежать в Индию. И с тех пор стремятся китаизировать этот горный край, проводят там политику геноцида… Хочу подчеркнуть, что я… посетил заоблачную Шамбалу, еще в 1955 году. Она являла собой тогда заповедник Средневековья, которым управлял далай-лама. В то время население горного края составляло 1 миллион человек, в том числе – 800 тысяч крепостных рабов, 150 тысяч монахов, 50 тысяч ремесленников и торговцев. Ныне же население Тибетского автономного района превышает 3 миллиона человек (среди которых лишь 4 процента – китайцы). В некогда поголовно неграмотном краю введено всеобщее начальное образование… мальчиков принимают в монастырь только после шестого класса.
Главное же – после антиэтнического мятежа 1959 года в Тибете отменено феодальное рабство. Земледельцы стали хозяевами своих пашен, скотоводы – своих пастбищ… Земледельцы и скотоводы уже полвека полностью освобождены от налогов. Производство зерна и поголовье скота выросло в три раза, а средняя продолжительность жизни увеличилась вдвое. Как же можно перед лицом этих фактов говорить о геноциде, о том будто Тибет “китаизируется”?..
За два месяца, проведенных в Тибете, мы четыре раза видели на дорогах людей, превращенных в “трехглавого дракона”. Так в то время наказывали беглых рабов: их сковывали вместе ярмом из цельного бревна. И чтобы напиться, им надо было на коленях подползать к ручью и лакать воду. И что еще хуже – по нескольку дней таскать на себе труп одного из скованных, ибо раскрыть ярмо из двух половинок бревна мог только представитель далай-ламы… так что изображать бывшего рабовладельца далай-ламу радетелем прав человека – для меня полный абсурд, верх цинизма”.
Да, происходившее в Тибете в 50-е годы прошлого века правомерно было назвать мирным освобождением от царивших в нем порядков средневековья. Соглашение 1951 года о “мирном освобождении” нарушил не Мао Цзедун, а Далай-лама XIV, после чего и свершилось освобождение тибетского трудового народа от крепостных повинностей монастырям и феодалам с применением и военной силы.
Происходящее в настоящее время вокруг “тибетской проблемы” – это “дежавю”. Мы это видели, нам знакомо, СССР развалился вследствие развязанной против него холодной войны (информационно-психологической), стратегия которой была разработана Управлением стратегических служб США еще до окончания Второй мировой войны. Стратегия называлась концепцией послевоенных отношений США с СССР и получила в нашем обиходе название “План Даллеса”.
Ныне нет СССР, но есть Китай – КНР, мощь которого из года в год пугающе растет, понуждает США сему противостоять. У Китая иные ценности – не “безразмерное потребление”, а набор сил на будущее, ничего доброго “поборникам демократии” не сулящее. Вот и брошены их силы на “приструнивание” КНР, понижение его авторитета в мире, мазание в чёрный цвет. Активизировались взращенные в период холодной войны с СССР и всюду насажденные “агенты влияния”, кормящиеся в различных фондах (типа Сороса) и неправительственных организациях, вроде Ассоциации “Репортеры без границ”, первой начавшей акцию по бойкоту XXIX Олимпийских игр в столице КНР Пекине.
Кто есть “Репортеры без границ”? Личности, очень нужные спецслужбам, добивающиеся доступа всюду и получающие его.
Пока Олимпийский огонь из Древней Олимпии эстафетой в течение шести дней двигался по Греции, свое негативное отношение к Пекину выразили такие политические тяжеловесы как канцлер Германии А.Меркель, президент Франции Н.Саркази, кандидаты в президенты США Х.Клинтон, Б.Обама и Д.Маккейн, спикер Палаты представителей Конгресса США Н.Пелоси, Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун и другие политики.
После доставки Олимпийского огня из Афин в Пекин самолетом эстафета продолжилась по так называемым её внешним этапам, по городам пяти континентов. Без происшествий его пронесли в Алматы, Стамбуле, Санкт-Петербурге; в Лондоне пытались загасить огнетушителями, в Париже трижды останавливали эстафету и прятали огонь в автобус, здесь опять усердствовали “Репортеры без границ” во главе с генеральным секретарем ассоциации Робером Мекаром; в Сан-Франциско пришлось менять маршрут эстафеты, сокращать его. Но Олимпийский огонь, побывав на всех континентах, не загашенным 5 мая вернулся в Китай, чтобы продолжить свой путь на Олимпийский стадион Пекина. Китайские альпинисты уже побывали с ним на вершине мира Эвересте.
Что по поводу есть в прессе? Есть такое: “Почему же часть западного истеблишмента так горячо поддерживает антикитайские митинги и демонстрации? Причем подготовлены эти акции превосходно. Чувствуется рука мастера…”. Автор, говоря о проблемах Тибета, сообщает о секте Фалуньгун, “руководство которой, по некоторым данным, связано с американскими спецслужбами” (“Известия”, 23.04.2008 с.6, А. Василевицкий “Поссорятся ли Запад и Китай из-за Олимпиады?”). Автор поясняет, что Фалуньгун (в переводе – поворот колеса закона) – секта, основанная в начале 1990-х годов и запрещенная в КНР как тоталитарная; штаб секты находится в Нью-Йорке, там же проживает её основатель и глава Ли Хунчжен; КНР объявила его в международный розыск, но Интерпол и власти США проигнорировали пекинский ордер на его арест и выдачу; на улицах Москвы идет раздача отлично изданных буклетов с призывом бойкотировать Олимпийские игры-2008, поскольку в Китае преследуют членов движения Фалунгунь, содержат в 36 концлагерях, “извлекают из них внутренние органы для продажи, а тела кремируют для сокрытия этих преступлений”.
Просмотр публикаций в СМИ за март-май по теме убеждает, что и в России, и в Казахстане есть немало “правозащитников”, действующих в духе “агентов влияния”, по их рецептам.
В России “Независимая газета” 2 апреля опубликовала обширную статью В.Круга “В тени олимпийского огня”, осуждающую власти КНР за подавление мартовских беспорядков в Лхасе. В её итоговом абзаце: “Не стоит ли нынешним правителям Поднебесной вспомнить слова своего знаменитого учителя Лао-цзы, который говорил: “самый великий порядок в отсутствии порядка”. И еще: “Мягкое и гибкое сломать невозможно, а твердое и жёсткое очень легко ломается!”. Такое вот предостережение, чуть ли не угроза.
В Казахстане 3 апреля газета “Тасжарган” разразилась статьей М.Скворцова “Эстафета чиновничьей глупости”, а “Свобода слова” – опубликовала опус А.Шариповой “Олимпийская ярмарка тщеславия”. В этом же номере на стр. 13 (“День огня”) выдано: “После возрождения Олимпийских игр и придания им международного значения, организаторы не раз задумывались и о традиции факельной эстафеты. Однако внедрить хорошо забытое в спортивную жизнь удалось только фашисткой Германии в 1936 году – для истинных арийцев санкционированное шествие носило глубокий идеологический смысл”. Намек – к чему продолжать фашистское наследие? С чужого голоса поет автор. Действительно еще в 1912 году Пьер де Кубертен говорил о возрождении этой традиции древних Игр. Но не в 1936 году, а раньше – в 1928-м Олимпийский огонь эстафетой прибыл на IX Олимпийские игры в Амстердам. Не фашистов заслуга! (см. “Олимпийская энциклопедия”, Москва 1980г.).
Газета “Время” 24 апреля под заголовком “Семь бед – один Тибет” опубликовала текст интервью с профессором СПбГУ Еленой Островской (см. с. 27). В третьем по счету вопросе – явное желание устами доктора социологии опорочить вышеназванного метра журналистики Всеволода Овчинникова. В витиеватом вопросе – уничижение, ёрничание: “журналист-международник советской школы”, “съездил в Тибет”, “понастроили университетов”. Провокация не удалась, ответ профессора был объективным: “Китай действительно очень вложился в развитие этого района. Там построена железная дорога, создана система образования – начального школьного, среднего, чего раньше не было – было только религиозное”.
Газета “Капитал” 3 апреля публикует статью “Тибетская Олимпиада мертвых”. Её автор С.Бондаренко полагает: “Масштабный бойкот Игр мог бы привлечь к обсуждению этой проблемы больше людей”. А в номере от 17 апреля – статья Роберта Иде, журналиста германской газеты “Tagesspiegel”, утверждающей: “Олимпийские функционеры… дали купить себя Китаю. Когда режим жестоко подавил протест в Тибете, МОК хранил молчание”.
А известный диссидент Хасен Кожа-Ахмет, желтоксановец, после отказа ему в пресс-конференции, с целью осуждения политики Китая в Тибете, попросил политического убежища в посольствах Великобритании, Германии, Японии, Франции, Индии и представительстве ОБСЕ (см. “Время”, 28.05.2008, с. 6 “А мысли куда деть?”).
С чего бы вдруг, не для того ли чтобы о себе вновь громко заявить? Старался, старался… а во власть не берут – всего лишь директор музея казахских народных инструментов.
Вспомним сказанное Госсекретарем США Д.Бейкером вскоре после развала СССР, последние акты которого он лично корректировал в блиц вояже Москва – Бишкек – Алма-Ата – Минск – Киев (16-19 дек. 1991): “Мы истратили триллионы долларов за сорок лет, чтобы оформить победу в холодной войне против России”.
Вспомним происшедшее в последующем: бомбардировки и дробление Югославии, развал Чехословакии, цветные “революции” в Украине, Грузии, Киргизии, Узбекистане, возобновление войны в Афганистане и Иране с втягиванием в них союзников по НАТО, и не только; даже наш Казахстанский батальон там, на разминировании занят.
Президент США Д.Буш не повторит ошибку президента Д.Картера 1980 года. Бойкотировать Пекинскую Олимпиаду США не будут, кроме потери имиджа ничего не сулит (это дежавю), но облай КНР в связи с ней – их работа. Растущий имидж Поднебесной надо в децибелах скандалов затушевать, мировое сообщество по возможности настроить против. Вот и стараются спецслужбы и “агенты влияния”, нельзя им не быть “тибетцами”.
А Олимпийский огонь, прошествовав по пяти континентам, побывав на вершине мира Эвересте, продолжает свой путь на Олимпийский стадион Пекина.