От редакции. Глобальный проект — Национальная игра “Биржа” (National Share Game). Сайт — http://www.sharegame.kz. Цели проекта – вовлечение максимального числа казахстанских граждан в работу фондового рынка и повышение финансовой грамотности населения. Подробнее об этой игре здесь.
***
Прошедшей весной было много разговоров по поводу национальной игры “Биржа”. Организаторы, РФЦА при поддержке министерства финансов Республики Казахстан, холдинга “Самрук” и компании “Ренессанс Капитал”, постарались приложить максимум усилий к тому, чтобы об их проекте узнало как можно большее количество человек. Ведь у игры была очень важная цель – привлечь население Казахстана к пользованию биржевыми инструментами.
Для популяризации своей идеи организаторы провели пресс-конференцию с участием председателя Агентства РК по регулированию деятельности РФЦА Аркена АРЫСТАНОВА, представителя холдинга “Самрук” сэра Ричарда ЭВАНСА и партнера компании Deloitte Данияра ТУРСУНКУЛОВА (Deloitte взял на себя функцию по техническому обеспечению проекта). После все желающие принять участие в игре были приглашены на обучающие семинары. И вот, проведя столь серьезную подготовительную работу, 16 мая 2008 года РФЦА объявил о старте игры.
И почти сразу же появились первые нарекания. Карим ТОКТАБАЕВ, один из участников игры “Биржа”, в авторской колонке на страницах республиканской экономической газеты “Деловой Казахстан” затронул языковую проблему проекта:
— Уже на второй странице меня дружелюбно встретил англоязычный интерфейс, любезно предложивший изучить правила, зарегистрироваться и начать торги. Мне, конечно, польстило то, что я, неплохо владея английским, могу свободно участвовать в игре. Однако сей факт все же оставил меня в недоумении: а в какой стране мы живем? Неужто английский язык приобрел статус, превышающий статус государственного языка или языка межнационального общения?
Далее Карим сообщил, что ссылки на русскоязычные материалы, помогающие сориентироваться в игре, появились на сайте 22 мая и только после того, как он обратился в пресс-службу РФЦА. А вот с казахскоязычными материалами дело так и не сдвинулось с мертвой точки:
— Хорошо, на русском появились документы, а про государственный язык, правда, опять забыли.
Одновременно на официальном форуме игры появились нарекания участников проекта по поводу несовершенства игровой платформы. Дело в том, что она оказалась не только не приспособленной к казахскому алфавиту и кириллице в целом, но и имела серьезные недостатки, позволившие некоторым игрокам буквально “из воздуха” делать миллиарды виртуальных долларов за считанные дни.
Из-за своих технических недостатков игра была остановлена и запущена вновь 5 июня. Казалось, теперь события, связанные с игрой, должны были развиваться в позитивном ключе. Однако это оказалось не так: уже 30 июня некоторая часть из 18 000 зарегистрировавшихся участников потеряли доступ к своим виртуальным портфелям. Игроки сообщили об этом на официальном форуме, и анонимный представитель организатора ответил, что проблема принята к рассмотрению и решается. Но прошла первая неделя июля, за ней началась вторая, тот же аноним сообщил, что проблема оказалась серьезнее, чем думали организаторы, и… пропал. В то же время я и мои коллеги по проекту, лишенные возможности играть, с удивлением обнаружили: несмотря на возникшие технические проблемы, организаторы продолжают подводить итоги и награждать победителей промежуточных этапов!
Для меня стало важным добиться возвращения в игру. Больше не надеясь на обращения на официальном форуме, я поместил критический отзыв об игре в Интернет-сообществе журналистов Казахстана. Этот материал был замечен организаторами. Их ответ заключался в том, что от игроков исходит много необоснованного негатива по поводу проекта, а войти в игру часть играющих не может, вероятно, из-за… неверно введенных данных (например, потому что были забыты пароли). Я опроверг это предположение, указав на использование функции восстановления пароля, которая подтвердила правильность вводимых мною данных. 15 июля я отправил организаторам письмо с просьбой разобраться с моей проблемой (второе по счету, первое так и не было ими получено). И спустя двое суток, 17 июля, проблема с входом не только для меня, но и для всех остальных игроков была решена.
Увы, на этом приключения не были закончены. Каково же было мое разочарование, когда я обнаружил, что мой виртуальный портфель… приведен к стартовому значению. Все ранее проведенные операции, полученная прибыль и убытки – все было потеряно. Представитель компании Deloitte в ответ на мое обращение сказал, что приносит свои извинения, но исправить это невозможно.
Сопоставив все факты, я посчитал, что организаторы не вправе продолжать игру и награждать победителей, и предпринял попытку обратиться к организаторам игры и СМИ Казахстана с просьбой остановить игровой процесс до выяснения всех обстоятельств. На официальном форуме игры мною был вывешен текст обращения с просьбой к игрокам, имеющим нарекания к проекту, оставить свои подписи. К сожалению, этот опыт показал, что игроки отдают предпочтение обсуждению своих проблем виртуально, не выходя за рамки форума, и вместо требований остановки игры они готовы составить перечень всех недоработок и отослать его организаторам. Для того чтобы к следующему запуску игры (если он состоится) платформа была исправлена и отлажена.
Однако обращение было замечено сотрудниками компании Deloitte. Они обратились ко мне в письменной форме с просьбой войти в их положение и понять ту непростую ситуацию, в которой они оказались. Перечислили факты, которые серьезно повлияли на процесс игры, и попросили не оглашать их (что я и делаю).
Но, как я могу сейчас предположить, внутри Deloitte на тот момент времени не было единой координации действий. Потому что вскоре уже другой сотрудник компании вышел со мной на связь по телефону, принес свои извинения из-за обнуления моего портфеля и… попросил не поднимать шума.
— Вы поймите, это игра национального масштаба, а вы свои проблемы выносите всем на обсуждение. Я понимаю вашу горечь, у вас был портфель на 60 000, и после обнуления вы потеряли свои акции и 10 000. Но, будучи умелым трейдером, вы сможете быстро их отыграть.
На мой вопрос, почему проблема с входом в игру решилась всего за 2 дня после публичной огласки, ведь до этого она была неразрешимой для организаторов на протяжении 2-х недель, сотрудник Deloitte ответил:
— Я не хочу с вами говорить о том, что было раньше. Я прошу вас только не поднимать шума.
На этом я посчитал, что уже достаточно изучил “биржевую” науку и научился всем ее “инструментам”. И закончил свое участие в этом национальном проекте.