“Мировое сообщество в конце концов поддержит независимость Южной Осетии и Абхазии — Вероятность: 10%. Мир расколется на два противоположных лагеря — Вероятность: 40%. Россию поддержат только ближайшие союзники по СНГ — Вероятность: 50%”

Обзор российской прессы

Красная звезда” сообщает, что ОДКБ согласует свою позицию по юго-осетинскому вопросу. “Важнейшие события начавшейся недели сконцентрируются вокруг уточнения Россией согласованной позиции с соседями из числа бывших союзных республик и нынешних партнеров по Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). В том числе и по вопросам сложившейся после агрессии Грузии в отношении Южной Осетии политической ситуации в зоне ответственности ОДКБ, а также по факту признания независимости Абхазии и Южной Осетии.

Они будут рассмотрены завтра в Ереване на заседании Комитета секретарей советов безопасности, а также 4 сентября в Москве на Совете министров иностранных дел государств, входящих в состав организации. Окончательной же выработки совместного решения государств-членов ОДКБ стоит ожидать, скорее всего, пятого числа, когда в столице России пройдет Совет коллективной безопасности ОДКБ, в работе которого примут участие главы государств-участников”.

Сейчас же на повестке дня стоит вопрос о признании независимости Южной Осетии и Абхазии. Если все члены ОДКБ пойдут на этот шаг, то не исключено, что следующим может стать принятие их в организацию. Как указывают некоторые аналитики, участие Цхинвала и Сухума в составе ОДКБ создаст дополнительные гарантии безопасности этих республик, защитит их народы от новых агрессивных устремлений Грузии.

Впрочем, существуют и скептики… Некоторые политологи считают, что после того как на Совете министров обороны ОДКБ, прошедшем полторы недели назад в Ереване, не прозвучало заявлений, однозначно обозначающих общую позицию государств-участников по указанным вопросам, то и в Москве ожидать чего-то большего вряд ли стоит”.

Итоги пишет, что на пике ссоры с Западом по кавказскому вопросу Москва заручилась моральной поддержкой четверти человечества.

Речь идет об итоговой декларации ШОС. “Откровенно говоря, на \»боевой листок\» она никак не тянет. Восток, как известно, — дело тонкое. И решение было принято по-восточному витиеватое.

Слова о коллективной поддержке шести принципов урегулирования конфликта в Южной Осетии (план Медведева — Саркози), а также \»активной роли России в содействии миру и сотрудничеству в регионе\» там имеются. И это — главное. Но есть в документе и пассаж о необходимости усилий, направленных на \»сохранение единства государства и его территориальной целостности\». Российские дипломаты, впрочем, таким результатом вполне удовлетворены: союзники у Москвы в ее ныне непростых отношениях с Западом есть. Активная роль Москвы, как они уточняют, заключается в двух вещах: дать агрессору по рукам и признать независимость Абхазии и Южной Осетии. Открыто поддержать последнее партнеры по ШОС, конечно, не могли, учитывая, что тон в этой организации наряду с Россией задает Китай, у которого хватает проблем с собственными сепаратистами.

Тем не менее, на пике ссоры с Западом Москва заручилась моральной поддержкой четверти человечества. Уточним: на страны ШОС приходится 60 процентов территории Евразии, а со странами-наблюдателями — почти половина населения планеты. Как не вспомнить Александра Блока: \»Мильоны — вас. Нас тьмы и тьмы…\» Перейдет ли количество в качество, говорить рано. Но возможно, эта арифметика отрезвит сторонников санкций”.

Версия” отмечает, что с признанием Россией независимости Южной Осетии и Абхазии чрезвычайно актуальными стали вопросы о дальнейшем будущем Содружества Независимых Государств (СНГ). “С одной стороны, о своем намерении покинуть ряды Содружества поспешила заявить Украина. С другой — та же Абхазия уже четыре раза просила принять ее в СНГ и, видимо, обратится с этой просьбой и в пятый. При этом, однако, не секрет, что в последние годы Содружество, казалось, находилось в явном упадке. Страны — участницы этого объединения все чаще стремились к работе в рамках иных союзов — тех же ШОС и ГУАМ, — а их лидеры снова и снова припоминали, что формат СНГ с самого начала воспринимался как временный. Но времена, похоже, изменились, и у Содружества появился реальный шанс стать мощной межгосударственной структурой, в орбиту которой будут втянуты не только старые участники в лице постсоветских республик, но и другие страны.

Возможно, вялость и безжизненность Содружества были лишь кажущимися. Как гласила современная мифология, СНГ никому не интересен, кроме официальной Москвы, цепляющейся за иллюзию своего контроля над постсоветским пространством. Но мифология часто не имеет ничего общего с реальностью: в разные годы в Содружество так или иначе стремились вступить и союзная Югославия, и Монголия, и даже Афганистан. А в последнее время о возможности вступления в СНГ заговорили и некоторые политики, даже таких стран, как Словакия, Венгрия и Болгария. Так что говорить об упадке Содружества, видимо, еще рано”.

Версия” также задается вопросом — Найдет ли позиция Москвы в отношении Абхазии и Южной Осетии поддержку в мире?

Однако реагировать на произошедшее мировому сообществу рано или поздно придется. Каким может быть ответ Западу — на этот счет существует несколько версий.

Версия первая: Мировое сообщество в конце концов поддержит независимость Южной Осетии и Абхазии… Вероятность: 10%.

Версия вторая: Мир расколется на два противоположных лагеря… Вероятность: 40%.

Версия третья: Россию поддержат только ближайшие союзники по СНГ… Вероятность: 50%”.

Русский Newsweek” замечает, что громче всего по поводу действий России в Грузии возмущались в дальнем зарубежье, на Западе. “Но сильнее всего переживали — в ближнем, в бывших советских республиках. И, несмотря на то, что большинство из их — формальные союзники и \»стратегические партнеры\» России, участвующие с ней в разных многосторонних форматах, вроде СНГ, ОДКБ и ШОС, все сознательно или безотчетно примеряли российские действия в Грузии на себя.

При этом именно от стран СНГ Россия ждала дипломатической поддержки, и они первыми оказались перед самым жестким выбором: с Москвой или с Западом. На Западе думали, что совет министров ШОС в Душанбе в начале прошлой недели обеспечит России поддержку признания Южной Осетии и Абхазии, и даже удивились, когда этого не произошло. Наоборот, ШОС хоть и аккуратно поддержал силовой ответ России, вполне ясно высказался в пользу принципа территориальной целостности. \»От ШОС большего не ждали — не осудили, и то хорошо\», — говорит источник Newsweek в российском МИДе. И он же рассказывает: \»Всю неделю до признания шли активные переговоры с Казахстаном, Киргизией, Узбекистаном и Таджикистаном о возможности признания ЮО и РА — переговоры провалились\». Для стран постсоветского пространства это была \»чужая война\». Но под ее напором и связанным с ней грузом политического выбора начали рушиться старые постсоветские структуры — прежде всего СНГ. Осведомленный источник, близкий к организации намеченного на 6 сентября неформального саммита СНГ в Пятигорске, сообщил Newsweek, что на него точно не приедет Виктор Ющенко и в России морально готовятся к тому, что саммит впервые в истории проигнорирует президент Азербайджана Ильхам Алиев”.

***

При составлении обзора использованы материалы дайджеста \»Центральноазиатские новости\» от ИА \»Фергана.Ру\»