RESPUBLIKA-INFO.LIVEJOURNAL.COM. Мухамеджан АДИЛОВ в статье “Одна партия – хорошо, но две – лучше” так комментирует выступление президента РК на совместном заседании палат парламента: “Все социальные конфликты последнего времени, не говоря уже об активности политической оппозиции, теперь можно оценить как покушение на эти самые мир и стабильность со всеми вытекающими отсюда последствиями. Учитывая назначение генерал-полковника Каирбека Сулейменова секретарем Совета безопасности и неизбежные перестановки в руководстве силовых ведомств, концентрацию значительной части властных полномочий в руках премьер-министра Карима Масимова (а именно он заслушивал доклады генерального прокурора, руководителей Комитета национальной безопасности и Агентства по борьбе с экономическими и коррупционными преступлениями, рассматривал и утверждал стратегические планы развития этих ведомств, по Конституции подчиняющихся непосредственно президенту), можно ожидать очередного этапа “закручивания гаек” на внутриполитическом фронте…
Второй вывод: разговоры о том, что Администрация президента изучает вопрос создания новой политической партии под условным названием “консервативная”, не досужие вымыслы, а отзвуки некоего политического решения, которое будет реализовано в недалеком будущем. Тогда все логично и выстраивается в рациональную цепочку: демократия в Казахстане управляемая – парламенту предстоит стать двухпартийным в угоду зарубежному общественному мнению – поэтому нужно управлять обеими партиями – а для этого создать новую управляемую партию.
Пока трудно сказать, каким способом будет формироваться спарринг-партнер для “Нур Отана”. Путем деления правящей партии, пару лет назад поглотившей несколько своих союзников вроде “Асара”, Гражданской и Аграрной партий? Или договоренности с какой-либо из существующих партий? Наконец, есть вариант создания клона правящей партии путем объединения нескольких номинально существующих партий и заведения туда для антуража и привлекательности нескольких крупных олигархов, которые к тому же возьмут на себя неблагодарный труд финансирования новой политической единицы. Как говорится, поживем – увидим…
В новых условиях Назарбаев… получил шанс поиграть в большую политику. Вот президент и закрыл тему досрочных выборов. Но, похоже, не навсегда. Если ситуация в экономике и социальной сфере будет ухудшаться нынешними темпами, осенью следующего года досрочные парламентские выборы неизбежны – ведь кому-то нужно будет отвечать на массовое недовольство граждан”.
VZGLYAD-KZ.LIVEJOURNAL.COM. Екатерина Беляева в материале “Либо хуже, либо никак” замечает, что второго сентября президент выступил на совместном заседании двух палат парламента и определил дальнейшие весьма противоречивые с точки зрения логики и закона политические перспективы развития. Главной новостью для наблюдателей стало заявление Нурсултана Назарбаева о том, что досрочных парламентских выборов в Казахстане не будет. Нынешний парламент легитимен, выбран законным способом, и новый избирать нет смысла.
“Политический обозреватель Сергей Дуванов видит в словах президента “российскую тень”: “Я никогда не говорил, что будут проходить досрочные выборы. Думаю, что этой кости, которую президент бросает ОБСЕ, – изменения законодательства, предполагающего создание многопартийного парламента, — будет вполне достаточно для ОБСЕ. Таким образом, действия будут расцениваться как выполнение обязательств. Есть еще один вариант — “собрать парламент”. На выборах в сенат часть депутатов пойдет от других политических партий. Тогда можно будет говорить о том, что в парламенте уже заседают представители других политических партий. Но мне кажется, что здесь нужно рассматривать ситуацию с внешней стороны. Позиция Казахстана сейчас будет более дерзкой по отношению к ОБСЕ, более самостоятельной. Ведь Назарбаев, вынужденный идти в фарватере российской политики, должен тоже продемонстрировать Путину и Медведеву, что он держит Запад на “коротком поводке”. Мол, смотрите, они меня заставляли сделать многопартийный парламент – я поменял законодательство и не стал выполнять обязательства. У ОБСЕ нет выбора. Они будут глотать эти пилюли спокойно, так как для них сейчас самое главное — до конца не рассориться с Россией и Казахстаном”.
Алена Шмелева в материале “Даже если выборы пройдут досрочно, ничего не изменится” приводит мнение политолога Досыма Сатпаева: “По поводу заявления о досрочных выборах. Это попытка отвлечь внимание и немного остудить интерес, хотя подготовка к ним идти может. В Казахстане выборы и перевыборы проходят очень быстро. Но это все зависит от политической коньюнктуры. Учитывая то, что “Нур Отан” постепенно обретает функцию системообразующей партии, ее закладывают в качестве большого камня, есть вариант, когда при уходе президента от власти он сохранит за собой пост председателя партии. Этого нельзя исключать. Наличие сильной структуры, имеющей мощные ресурсы – административные, информационные и так далее, – это хороший инструмент давления на политической арене Казахстана. Поэтому “Нур Отан” наращивает мускулы. Формально у нас три ветви власти – исполнительная, законодательная и судебная. Вот появилась четвертая в лице “Нур Отана””.
SPIK.KZ. Антон СОПРАНИН в статье “Заминированное будущее” отмечает, что на первый взгляд, казахстанская форма правления, внедренная в результате “бархатного” конституционного переворота и закрепленная наличием однопартийного парламента, обладающего вроде бы большими полномочиями, чем прежде (но упорно не использующего их), вбирает в себя черты и той, и другой формы правления. И это вроде бы классно! “В действительности же новая алхимическая формула “мудрецов” из “Ак Орды” работает только при наличии в ней главного элемента – действующего президента страны Нурсултана Назарбаева. Удали его и предложи неадекватную замену (а любая замена, если анализировать потенциальных кандидатов, будет неадекватна!) – и формула рассыплется на составляющие. То есть, в сложившейся системе правления есть изъян, который сулит большие неприятности всей системе управления в дальнейшем, когда некому будет скреплять этот механизм своим непререкаемым авторитетом. И он вполне очевиден, об этом уже поднимался вопрос, однако – пока власть не давала повода думать, что в дальнейшем ситуация будет исправлена…
Но в новом тысячелетии эта форма правления стала давать сбои, и вот уже под капельницей экономика страны. Система изнашивается с той же скоростью, с какой изнашивается ее архитектор – а это очень короткий срок. Нам же нужна форма правления, не зависящая от долголетия и здоровья ее носителя”.
LITER.KZ. Николай КУЗЬМИН, редактор отдела политики журнала “Эксперт Казахстана” в заметке “Каски-шоу” замечает: “Казахстан открыл сезон военных учений. Но, можно ли считать казахстанскую армию полностью боеспособной? Это зависит от того, какие задачи выполнять этой армией и где она будет использоваться. Если говорить прямо о вторжении извне, то, безусловно, наша армия отразить агрессию не сможет, сколько бы денег на нее ни потратили. Исключением может быть разве что армия соседней Киргизии. Армии же остальных государств элементарно превосходят казахстанскую по численности. По качеству мы все примерно на одном уровне. Единственная армия в мире, которая значительно оторвалась ото всех в мире по всем качественным параметрам, – это американская. Вопросы безопасности в нашей стране и отношения с соседями, слава богу, решены на дипломатическом уровне. Казахстанская армия готовится не к отражению агрессии со стороны другого государства, а к борьбе с вооруженными формированиями не государственного характера. Именно с этой целью проводятся совместные учения с НАТО (“Степной орел”), с россиянами, с китайцами”.
Юлия ЗЕНГ в материале “Не учи ученого” сообщает, что продавцы “левых” кандидатских и докторских диссертаций готовятся к переходу на мировые стандарты.
“Были бы деньги – купить можно все. От пылесосов и любовниц до ученых степеней. Любых. В какой угодно области знаний. Объявления емки, откровенно циничны и, главное, совершенно неприкрыты. Тут вам телефоны, цены, адреса. Заказывай. Покупай. Зубри. Защищайся…
После некоторых умозаключений мы с экспертом сошлись на том, что торговля кандидатскими и докторскими диссертациями – не что иное, как очередной лохотрон. Судите сами: никто не гарантирует вам, что вы защитите эту работу, никто не убережет от плагиата, никто не вернет уплаченных средств. Захотите судиться с нечестными “умниками”, сами станете посмешищем. Вы же не напишете в исковом заявлении: “Захотел купить диссертацию. А меня кинули”? Это же позор на весь ученый мир! На это и ставят мошенники, завлекая в свои сети наивных, но рисковых псевдоученых, рассчитывающих на “авось”. И если их бизнес будет процветать, у казахстанской науки нет будущего”.
AZATTYQ.ORG. Ботагоз ДЖУМАШЕВА в репортаже ““Нур-Отан” отказался обсуждать конфликт вокруг алматинского общежития” сообщает, что прошедшее в Алматы в филиале президентской партии “Нур-Отан” заседание Общественного совета по социальным проблемам не принесло обещанных надежд жителям общежития, откуда их выселяют по решению суда.
“В работе этого совещательного комитета принимают участие некоторые представители оппозиции, руководят и направляют функционеры самой партии “Нур-Отан”. У публики была надежда, что партия Назарбаева рассмотрит в четверг, 4 сентября, конфликт между жителями бывшего общежития автопарка №1 и новым хозяином здания — частной компанией “Файнекс Корпорэйшн”.
Однако, сославшись на повестку дня, Общественный совет по социальным проблемам обсудил совсем другие вопросы, в частности, проблему невыплаты заработной платы работникам строительной компании “Куат”, нарушения прав жителей общежитий городской больницы в Алматы и Казахской архитектурно-строительной академии…
Участвовавший в этом мероприятии представитель оппозиции, руководитель общественного движения “Шанырак” Асылбек Кожахметов по этому поводу думает так: “Общественный совет в этом отношении не является законодательным органом власти, и он не может отменять решение судов, он может только обращаться. Мы только просим, как в данном случае сегодня пригласили учредителя корпорации “Куат” и главного врача больницы, который выселяет бывших медицинских сотрудников из общежития. Некоторые призывают “заставить”, нет у нас такой власти. Если он умный человек, он в присутствии такой общественности может сам приостановить, но мы его заставить не можем. Мы должны создать морально-нравственную ситуацию, когда они вынуждены прислушиваться к людям, внимать к их нуждам. Таких социальных вопросов по Алматы штук 20. Но мы, если сегодня решили штуки четыре, тоже считаю, это хорошо”.
IA-CENTR.RU. Александр Панарин в статье “Национальная идея как фактор консолидации казахстанского общества” отмечает: “Мировой опыт показывает, что национальная идея возникает там и тогда, где и когда перед страной встают задачи консолидации всех ее сил: политических, экономических, культурных, духовных, народных во всех позитивных формах их проявлений, консолидации для выполнения задачи гигантской сложности — осуществления принципиально нового этапа в ее развитии. Таким образом, национальная идея не является каким-то вымыслом тех или иных сил в обществе; она не является и ареной противостояния этнического, языкового, культурного, мировоззренческого — вообще любого противостояния: национальная идея может только объединять, если же она разъединяет, то это уже не национальная идея. Иначе сказать, сущность национальной идеи состоит в ее консолидирующей силе. А уже затем эта идея, почти по классику, овладевает массами и становится реальной силой истории”.
AZH.KZ. Лаура СУЛЕЙМЕНОВА в материале “У временных нет будущего” сообщает, что в результате грандиозного сокращения кадров на Тенгизе рабочие места потеряют более 17 000 казахстанцев, из которых 8 000 – жители Атырауской области. “На 1 сентября официально сокращены, то есть получили пособия по увольнению, более 3 000 казахстанцев, из них 1 199 атыраусцев. Из этого числа уволенных трудоустроены на сегодняшний день лишь 777 человек. Еще 814 рабочих удалось трудоустроить в результате подписания соответствующих меморандумов с компаниями “ТШО” и “Аджип ККО”.
Гульмира ШАКИРОВА, начальник отдела занятости Департамента занятости и социальных программ заверяет, что ожидаемого социального напряжения после сокращения кадров на Тенгизе не последовало. “Люди, извещенные о предстоящих увольнениях, переходят на другие объекты и предприятия, иногородние уезжают за пределы области. Мы были немало удивлены, когда столкнулись с фактом, что на Тенгизском проекте лишь 30% рабочих составляют жители Атырауской области. Много приезжих из Западно- и Южно-Казахстанской областей. Схожая ситуация сейчас и на проекте Аджип ККО”, — рассказывает Г. ШАКИРОВА”.
IZVESTIA.KZ. Дмитрий Покидаев в материале “Нефть как фактор стабильности” пишет: “Казахстанская нефть может стать фактором стабильности на Кавказе. Такое мнение вчера в кулуарах III Евразийского энергетического форума в Астане высказал президент АО “Национальная компания “КазМунайГаз” Каиргельды Кабылдин. По его мнению, экономические интересы казахстанских и международных компаний, добывающих нефть в республике и заинтересованных в ее поставках на мировые рынки через Черное море, способны повлиять на ситуацию на Кавказе.
По мнению советника главы государства Нурлана Балгимбаева, республике следует направлять свои углеводороды прежде всего на те рынки, где Казахстан имеет возможность построить или приобрести нефтеперерабатывающие заводы. “Одним из путей повышения эффективного использования нефтегазовых ресурсов является выход на мировые рынки нефтепродуктов на основе переработки собственного углеводородного сырья. Поэтому оптимальным вариантом увеличения добавочной стоимости экспорта казахстанских углеводородов является поставка их на те зарубежные рынки, где возможно строительство или приобретение Казахстаном нефтеперерабатывающих активов”, – сказал он в ходе форума”.
EXPRESS-K.KZ. Кульпаш КОНЫРОВА в материале “Обещанного десять лет ждут?” сообщает, что вчера в Астане начал свою работу III Евразийский энергетический форум \»Глобальные вызовы — энергетические решения\» под эгидой ассоциации нефтедобывающих компаний Казахстана KazEnergy. “Самый главный вопрос, который интересовал журналистов, касался Кашаганского проекта. Советник президента страны по Каспийскому региону, экс-глава \»Казахойла\» и экс-премьер-министр Нурлан Балгимбаев ответил, что реальным сроком \»первой нефти\» с Кашагана считает 2014 год, так как \»это очень сложный и в техническом, и в геологическом плане проект\».
Напомним, летом нынешнего года правительство республики и консорциум Agip KCO подписали меморандум о том, что окончательный срок добычи нефти на этом месторождении — 2013 год. Причем, как известно, это уже четвертая отсрочка. Вначале шла речь о том, что первая кашаганская нефть будет в 2005 году. Затем был перенос даты на 2008-й, а потом — на 2010-2012 годы, и вот — на 2013-й. Но и этот срок, видать, не окончательный!
Глава ассоциации KazEnergy Тимур Кулибаев на этот же вопрос журналистов, заданный ему в кулуарах форума, также назвал дату — 2014 год. Позже на пресс-конференции он уточнил, что новая дата названа в качестве подстраховки на случай форс-мажорных обстоятельств”.