Надежда умирает последней. Зато наверняка

3 октября Общественный Фонд “Аман-саулык” организовал и провел Общественные слушания по теме “Казахстанское образование. Взгляд гражданского общества”. В эти октябрьские дни тема образования не может не будоражить внимание общества. К счастью населения сам Президент недавно выступил с обращением к гражданам, признав, что Казахстан нуждается в современной системе образования, соответствующей потребностям экономической и общественной модернизации.

Неизбалованные официальным вниманием власти поборники за справедливость в образовании живо отреагировали на инициативу организаторов. Большинство пришедших на мероприятие, как и автор этих строк, были ориентированы организаторами на выступления, подготовив соответственно доклады. Заранее зная по горькому опыту своей небольшой общественной деятельности, что организатор Кожахметов Асылбек Базарбаевич все равно лично мне никогда не даст слова для выступлений, я все же в глубине души питала надежды. Я размышляла так: речь пойдет о положении детей в стране, почти все мы взрослые люди, родители, соответственно, в данной области все равны в правах сказать и быть услышанными, не взирая на род нашей деятельности. Не тут то было.

Времени, отведенного на это мероприятие, едва хватило для того, чтобы выслушать доклады самих организаторов. Час времени, предусмотренного для дискуссии, распределился среди небольшой группы специалистов, в той или иной мере задействованных в образовании. Гвоздем этой части мероприятия стало присутствие Айгуль Самаковой, депутата Мажилиса Парламента, председателя социального совета при фракции НДП “Нур Отан”. Ее выступление, судя по реакции присутствующих в зале, наэлектризованных невысказанностью, вызывало подавленность и раздражение. В самом деле, сказанное ею никак не проливало свет на суть проблем в образовании, представленный доклад был изложен в стиле “победоносного голоса верующего”.

Для таких выступлений у нас на телевидении всегда есть эфирное время. Так нет ведь, еще нужно было оттянуть на представленную ею “точку зрения” бесценное время для общественных слушаний. Одним словам, выслушать общественность на этих “слушаньях” времени не нашлось. Остались досада и разочарование: “господа” Бахыт Туменова и Асылбек Кожахметов в очередной раз использовали приглашенных ими граждан в качестве декорации своей кипучей деятельности. Впрочем, организаторы констатировали: тема слишком обширна, чтобы втиснуть всех желающих высказаться. Для сбора предложений отведено еще 10 дней, что, конечно, не может не радовать всех нас, надежда умирает последней.

Не хочу сгущать краски вокруг имен этих известных деятелей, но чтобы меня не обвинили в предвзятости, я вынуждена признаться: на мой взгляд, осуществление посреднических функций между властью и народом все-таки гнусное занятие. Оно неизбежно приводит к сделкам с совестью, вынуждает на сотрудничество с преступным чиновничеством, а последним всегда предоставляет возможность показать, что они чихать хотели на мнение граждан. Всякому деятелю необходимо определиться, на чьей он стороне, однако эти господа всегда выбирают третий путь: не вашим, не нашим. Задались вопросом: “Что делать и куда идти”, и даже не вспомнили про опережающий по важности вопрос “Кто виноват”, дабы исключить дальнейшие преступления.

Если бы тему “Образование в Казахстане” действительно стали обсуждать, то даже поверхностного взгляда достаточно, чтобы вынести вердикт: социальная политика Президента построена на возрастной дискриминации. Детское население страны оказалось самым бесправным, обездоленным, больным, более всех остальных слоев населения пострадавшим от деятельности церберов из “Нур Отан”, иллюстрацией чего вполне могло бы послужить мое сообщение, подготовленное к этим слушаниям. Настоящие общественные слушанья неизбежно переросли бы в очередной “Нюрнбергский процесс”, расследующий геноцид против детей. Дети в опасности! Все сферы, все, что касается здоровья детей, их благополучия, будущего, определяемого образованием, находится в руках, погрязших в коррупции тунеядцев-управленцев, преступников. Поэтому-то министерство образования закрыто для общества так же как министерство обороны. На настоящих общественных слушаниях прозвучала бы настоящая оценка деятельности правящей в стране политической партии и Президента Назарбаева, однако это не нужно ни нынешним организаторам, ни власти. Они привыкли довольствоваться видимостью: и овцы целы и волки сыты.

О казне отдельный разговор. Что толку в своих докладах давать рекомендации Правительству, Президенту увеличить финансирование с одного процента на другой от ВВП, если фактически все эти средства разворовываются, созданная система из года в год работает вхолостую, так как на внутреннем рынке выученные казахстанской системой образования специалисты никому не нужны, что уж говорить о зарубежье. Никакой эффективный мониторинг использования бюджетных средств не выправит дефекта системы, потому что она просто давно устарела и сгнила, так как изначально была искусственно построена сверху вниз, а не наоборот.

Школьных, вузовских распорядителей, администраторов необходимо не назначать, а всенародно избирать. Только такие, независящие от акимов избранники способны биться за честное распределение средств во вверенных им учебных заведениях, только они способны навести порядок, так как подотчетны перед теми, кто их избрал, только так можно возродить идеалы и принципы просвещения. Как сказал Александр Солженицын, нельзя сразу вырастить большие деревья, сначала их надо посадить, потом ждать, тоже можно сказать о демократии, ее принципы нужно прививать с детства и тогда общество получит подлинную демократию. Разумеется, такое предложение не понравится Президенту, кто же тогда будет обеспечивать ему 91% избирателей. Недемократичная система образования и есть главный бастион “стабильности”, стратегически важный объект. Пока есть этот оплот, пока существуют услужливые господа вроде нынешних организаторов мнимых слушаний можно до бесконечности пудрить мозги населению.

Не скрою, посещая это мероприятие, я действовала прагматично. Мне не дает покоя ситуация в школе, где учится мой ребенок. Более десятка лет в школе нет туалета. Представьте почти тысячу учащихся, справляющих естественную нужду на улице. Ни у деятелей местного маслихата, ни у работников акимата голова на этот счет не болит. Вот интересно заболит ли голова у Айгуль Самаковой, депутата Мажилиса Парламента, председателя социального совета при фракции НДП “Нур Отан”. По окончании мероприятия мне удалось вручить ей свой материал, где упоминается эта проблема. Все-таки хочется верить в ошибочность моих выводов, вдруг эта партия еще что-то может сделать для детей.

***

В качестве примера приведу ситуацию, которая сложилась на данный момент в двух поселках “Жалпаксай” и “Алмалыбак”. В поселках проживает только по официальным данным более 12000 человек, в реальности точное число не знает никто так как разбросанные по оврагам хижины скорее всего никто не учитывает. В этом густо населенном массиве нет ни одного государственного детского сада. Сельский акимат эту проблему решил просто: обязал школу с обучением на русском языке выделить 4 кабинета под “Мини-центр” для детей с дошкольной подготовкой. (На самом деле, там находятся дети, начиная с 2-хлетнего возраста, и школа смогла выделить только 2 кабинета.) На выделенные из бюджета средства, по словам родителей, были приобретены холодильник, стиральная машина и другие бытовые средства на суммы, превышающие рыночные в несколько раз. К тому же родители за свой счет восстановили канализацию и туалет. По информации, распространенной учителями на родительских собраниях, известно, что устройство туалета обошлось родителям дошколят в миллион тенге, в связи с чем родителям учащихся в школе детей предложено собрать такую же сумму на устройство туалета на втором этаже.

На третьем этаже находится музыкальная школа, правда, она занимает мало места, так как поместилась в кабинете из переделанного туалета. Немыслимая арендная плата (расчет с директором наличными) делает это образование недоступным для большинства детей.

Пять лет назад в этой же школе организовали 1-й класс с казахским языком обучения, в этом году, таких классов стало уже пять. Учащиеся начальных классов подрастают, теперь школа обязана удвоить или заменить педколлектив, так как необходимо найти специалистов с казахским языком обучения. Является ли это такой необходимостью, если рядом, в нескольких метрах находится полноценная школа с казахским языком обучения?

На мой взгляд, взгляд родителя, это нововведение искусственно создает проблему там, где ее не должно быть. Чиновники умышленно пытаются лишить детей с русским языком обучения будущего, вообще грамотности. Наверное, тогда соседняя школа, из года в год объявляемая лучшей из лучших, претендующая на статус “гимназии для особо одаренных детей” будет вне конкуренции (по наблюдениям родителей именно в этой школе больше всего обирают учителей и учащихся). Статус школы-гимназии школа с русским языком обучения утратила еще в 2000 году, теперь углубленное изучение дисциплин, а также иностранного языка для начальных классов можно позволить своему ребенку только за деньги.

Каждую сентябрьскую линейку директор школы Сауле Оралхановна Махамбетова начинает с перечисления достоинств партии “Нур Отан” и особой заботы этой партии о детях. Вот только что делать с кричащими фактами об этой неустанной “заботе”.

Здания 3-х типовых детских садов, не без ведома акима, давно перекочевали в частную собственность. Здание образцовой больницы сельского типа переоборудовали под школу с казахским языком обучения, а высвободившееся от школы здание оказалось в частной собственности родственников ныне покойного бывшего акима Карасайского района Кутпанова, где открыли гостиницу (местные жители окрестили это заведение не иначе как бордель).

В результате сельчане более десятка лет перебиваются без детских садов и больницы. В селе, конечно, есть некое подобие медпункта, но анализы там несколько лет не принимали, услуги физ-кабинета появились только в этом году и производятся на платной основе, нет узких специалистов, травмпункта. Дети, беременные женщины и все остальные обслуживаются в 3-4 кабинетах, хотя число хронических больных, в том числе детей растет год от года.

Как недавно избранный член попечительского совета этой школы я стала свидетелем вот какой ситуации. Школа ежегодно устраивает благотворительную сладкую ярмарку. Суть этого мероприятия состоит в том, что дети приносят домашнюю выпечку, всевозможные сладости и в перерывах между занятиями каждый класс продает эту снедь. Вырученные деньги собираются в общий котел, затем члены совета попечителей пытаются распределить эти средства среди остронуждающихся детей, к которым относятся полные и неполные сироты. Например, покупается школьная форма, обувь. Казалось бы, благородное занятие – одеть всей школой обездоленных деток. Только у меня возникло сразу несколько вопросов. Куда смотрят в таких случаях санитарные врачи? Допустимо ли такое мероприятие в коридорах школы, где продавцами выступают дети? Игра стоит свеч, наверное, так может подумать любой, когда приходит пора подсчитывать средства, на таких мероприятиях-то легко собираются сразу несколько десятков тысяч тенге, вот только, к сожалению, все это подпадает под простое определение – банальные школьные поборы. Спрашивается: какую помощь этим детям оказывает акимат? Да никакой, почти никакой, если не считать 4 путевки в летний детский лагерь, выделенные этим летом. Тоже можно сказать о проведении ежегодных новогодних елок в школе. Еще один пример, как можно под благовидным предлогом выкачать из кармана родителей очередную сотню тысяч тенге.

Чиновники от образования постоянно занимаются постыдной практикой внушения населению мысли о нехватке бюджетных средств и ведут ежегодные сборы средств с населения под предлогом покупки новых парт, стульев, учебных досок, канцелярских товаров, содержания техперсонала не говоря уже о покупках полных комплектов учебников. Все финансовые вопросы школ стали решать за счет кармана родителей учащихся, будь то устройство туалета, настил линолеума, уличное ограждение, озеленение, ежегодный ремонт и даже возведение крыши. Добиться вразумительного ответа от директора школы на вопрос: “Где помощь государства?”, — практически невозможно. Решать проблему образования хотя бы только в указанном населенном пункте невероятно сложно, так как необходимо привлечь внимание специалистов всех профилей, начиная от КНБ, санэпиднадзора, министерства образования.

Предположим, что случится чудо: местный акимат найдет средства на строительство детских садов и больницы. Возникнет вопрос, где найти подходящие земельные участки, не вывозить же детей за пределы поселков в чистое поле. Это к тому, что решить данную проблему можно только начиная с главного: необходимо изъять указанные здания у новоиспеченных собственников. Все мы были свидетелями изъятия земли у граждан по государственной надобности, а здесь настоящая государственная нужда. Изъятие собственности по госнужде вполне могло бы пройти безболезненно, если учесть что акиматы постоянно недоосваивают средства, выделенные на образование, а строительство новых объектов социального назначения, как показала жизнь, им просто не под силу. Потом, наведение порядка в земельном вопросе могло бы стать оздоровительной процедурой для общества. Всем известно, что места церквей и кладбищ уже ничему другому служить не могут, сюда можно добавить также школы, детские сады и больницы.