Письмо Жармахана Туякбая Генеральному прокурору РК

Генеральному прокурору РК

Тусупбекову Р.Т.

Уважаемый Рашид Толеутаевич!

24 сентября 2008г. в средствах массовой информации было опубликовано сообщение о возбуждении уголовного дела по факту укрывательства особо тяжкого преступления, по которому “проходят граждане Абилов Болат Мукишевич, Косанов Амиржан Сагидрахманович, Козлов Владимир Иванович и Кожахметов Асылбек Базарбаевич”.

Общественность Республики узнала, что “данные граждане укрыли местонахождение лиц, разыскиваемых правоохранительными органами Казахстана за совершение преступлений и более того оказывали им в этом активное содействие”.

Как вы знаете, диспозиция статьи 363 УК РК, предусматривающая уголовную ответственность за заранее необещанное укрывательство, предполагает, что субъект ответственности достоверно знает как о совершенном тяжком или особо тяжком преступлении, так и кем оно совершено.

По этому поводу Пленум Верховного Суда (24 декабря 1976 г. № 5 с изменениями, внесенными от 20 декабря 1996 г. № 11) постановлением “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике по делам о заранее не обещанном укрывательстве преступлений и о недонесении о преступлениях” разъяснил, что “при укрывательстве преследуется цель сокрытия преступления, его следов или преступника” и “укрыватель сознает характер укрываемого преступления, поскольку согласно закону привлечение к уголовной ответственности возможно только за заранее не обещанное укрывательство конкретных преступлений”.

Таким образом, даже осознание факта уголовного преследования Байсакова Е. (знание о возбуждении некоего уголовного дела, о проведении оперативно-следственных действий по его розыску) не может влечь ответственность по статье 363 УК. Для этого необходимо установить, что подозреваемые действительно знали, что Байсаков является организатором умышленного убийства предпринимателя Костанова Б.

Согласно же сведениям, опубликованными различными средствами массовой информации Абилов Б.М., Кожахметов А.Б., Козлов В.И. Косанов А.С. и Тохтасынов Т.М. не обладали такой информацией. Поэтому при подготовке и направлении ходатайства соответствующим органам Украины о предоставлении Байсакову Е. политического убежища Абилов Б.М., Кожахметов А.Б., Козлов В.И. Косанов А.С. и Тохтасынов Т. М. не имели умысел на укрывательство последнего за совершение конкретного особо тяжкого преступления.

Учитывая изложенное, прошу вас в порядке прокурорского надзора рассмотреть вопрос о прекращении данного уголовного дела за отсутствием состава преступления.

Ж. Туякбай

21 октября 2008 г.