Нынче люди быстро забывают о добрых делах. Почему?
Абай. Слово 40-ое
Задаться таким вопросом побуждает статья Кавкая Нурболова “Предаст ли Казахстан Россию, если случится война?”, опубликованная 19 августа сего года в “Zona kz”. Правда, война уже случилась, но автор полагает, что может последовать другая – с участием силы, толкнувшей режим Саакашвили на “усмирение” Южной Осетии.
В статье такие пассажи: “У Казахстана к Сааакшвили …нет никакой аллергии… последний даже имел государственный визит в нашу страну… Думается, что мысль о явно пророссийской ориентации президента Назарбаева является распространенным заблуждением… все эти годы после развала СССР постсоветские государства негласно поощрялись на конфликты с Россией… лидеры бывших прибалтийских республик, Украины и Молдовы, и даже Польши, кусают локти от зависти к Саакашвили, ибо то, что он сделал сегодня, им надо было сделать еще вчера… война Запада против России неизбежна… Назарбаев предаст Россию… весь вопрос, главная интрига при этом даже не в вопросе – когда? А в том, первым или последним?
Но место первого… уже застолбил Саакашвили…Таким образом, Назарбаеву первого места среди “предателей” России уже не видать как своих ушей… ему нельзя будет оказаться в роли аутсайдера…думается, он поймет, что должен стать, хотя бы в региональном отношении, первым из тех, кто пойдет против России. Хотя бы на словах!..
Но Нурсултан Назарбаев не сможет просто так, в одночасье, пойти против России. Для этого потребуется время, необходимое для зомбирования общественного сознания в Казахстане. И самым вероятным ходом со стороны режима Назарбаева, скорей всего, станет нагнетание в стране казахского шовинизма, которое должно происходить на фоне антироссийской и антирусской истерии. В этом особую помощь Назарбаеву будут призваны сыграть разного рода национал-патриотические организации”… русско-славянские организации… их вынужденная пророссийская риторика будет поливать воду на мельницу воинствующего шовинизма”.
Такая вот агитка, пропагандирующая идею неизбежности войны Запада во главе с США против России и призывающая Назарбаева последовать примеру Саакашвили, инициировать в своем регионе противостояние “старшему брату”. С подсказкой как это сделать.
В еженедельнике “Республика. Деловое обозрение” от 28.09.08 опубликована статья эксперта ЦАИ “Альтернатива” Серика Бельгибаева “Новые формы национализма, или перспектива политического развития казахской этнической среды”. В ней констатируется: “Результаты исследования, проведенного КИСИ говорят о наличии в обществе четко очерченной и стабильной группы сторонников национально- этнического курса. Эта группа более оппозиционно настроена, а в сфере политики более склонна к национально ориентированному курсу”. Прогнозируется “выплеск энергии в том русле, к которому общество наиболее склонно, в национально-этническом”.
Мягко, весьма политкорректно сказано, но вполне определенно: “новые формы национализма” налицо, “стабильные группы сторонников национально-этнического курса” готовы к “выплеску энергии”. Понять не сложно, что это не безобидный национал-патриотизм, а обозначенный Кавкаем Нурболовым “воинствующий казахский шовинизм”.
У казахского национализма есть своя особенность, подмеченная ещё Абаем: “У казаха нет большего врага, чем другой казах” (“Книга слов”. Слово 26-е). Разделение казахского общества на жузы и роды, их трайбализм – данность, существующая по сей день. Более того, казахская этнокультурная элита делит соплеменников надвое: на “нагыз казахов” т.е. настоящих, правильных, и “шала казахов” – неполноценных; в казахском языке “шала”– это шелуха или “то, что осталось от сгоревшего кизяка”. Уничижительное “шала казах” адресуется метисам и русскоязычным казахам, слабо или полностью не владеющим казахским языком; даже отлично им владеющим, но пророссийски ориентированным.
Такой антагонизм стремится развить и укрепить в казахском обществе Кавкай Нурболов и побудить выступить против России – “В неизбежной священной войне Запада против России”. Восклицает: “Вот такая, мрачная, но достаточно реальная перспектива ожидает нашего великого северного соседа – Россию!”. Пугает и убеждает – не с Россией надо быть, а против.
Со дня опубликования статьи Нурболова прошло два месяца. Что в его активе? В форуме 261 комментарий: 22 удалены модератором, 182 не согласных с Кавкаем, 57 антироссийского и антиназарбаевского содержания. Пассива явно больше, в котором: “Какая война? Никогда Запад и США войной открытой против РФ не пойдут… но если, допустим, что война будет, то Казахстан будет вместе с Российской Федерацией… однозначно и по договорным отношениям, и по партнерству в ШОС…”; “Кавкай мылжын осек шал иде отырмайсымба, аркасыны касып, кемперды…” (в переводе на русский: Кавкай, старик, болтун, сидел бы дома, поглаживая спину старушке); “Какая гнусная статья, придуманная ярым врагом нашего Президента!”; “Интересно, сколько заплатили Нурболову за эту чепуху?”.
Но и почти шесть десятков антикоментов не пустяк, свидетельствуют об объективности вышеприведенных выводов Казахского института стратегических исследований (КИСИ) о состоянии казахстанского общества. Казахский шовинизм в Казахстане – реальность. Пропаганда шовинистических воззрений – обыдняк, обычное дело. Кавкай Нурболов не одиночка.
Примеры: “Президент жане халык”, 08.08.2008, Марат Токшабаев: “В Казахстане есть только одна нация – казахи, вместе с ними живут диаспоры других народов”; “Дайджест KZ”, 04.08.2008, Айдос Саримов: “Рано или поздно мы, сегодняшние маргиналы, станем руководящей силой нации, поднимающей её дух. Это как вода и огонь, такая же закономерность, как приход весны после зимы. В этот момент русскоязычная среда должна сделать выбор: либо покинуть страну, либо подчиниться пути развития, формирующегося в стране”; “Казахская правда” №1, март 2008, Шинар Аимбетова: “В Казахстане, как никогда, нужно всеми возможными мерами поднимать национальный дух народа… только тогда казахи из нации ассимилируемой превратятся в нацию ассимилирующую”.
Подобные откровения можно продолжать и продолжать, но лучше ограничиться извлечением из Национальной энциклопедии Казахстана, т.5, Алматы, 2006 с.438: “Шовинизм… – крайняя агрессивная форма поведения, крайнее проявление национализма, направленное на пропаганду национальной и расовой исключительности, проповедь пренебрежения к другим народам и разжигание национальной вражды”.
Вот нагнетанием каких качеств в сознание казахов хочет Кавкай Нурболов склонить их к предательству России. Информация к размышлению для тех, кто склонен к этому.
История казахского общества свидетельствует, что шовинизм всегда был ему присущ, возник не в ходе развала СССР, а в весьма давние времена. По сей установке на жизнь с лица земли, естественно, и с территории Великого Турана исчезли тысячи племенных образований и народностей, уничтоженных в этнических войнах и ассимилированных завоевателями, коими и казахи были. Если по свидетельству восточного историка Мухаммеда Хайдара Дуглата, автора “Тарих-и-Рашиди”, к 1465 году у первых казахских ханов Гирея и Жанибека было 200тыс. подданных, то третий хан Касым к 1511году ассимилировал в ханство более миллиона номадов, которые все стали называться казахами. Касым-хан умер в 1522 году.
Вскоре в итоге жестокой междоусобной борьбы ханство возглавил племянник Касым-хана Тахир, отличавшийся непомерной жестокостью и крайне высоким самомнением и самолюбием. В1525 году он возжелал покорить мангытов Ногайской орды, вторгся с войском в её пределы и был наголову разбит. Бежал на юг к Могулистану, потеряв 800 тыс. подданных из миллионного наследства своего дяди. На юге, показав свой норов правителям Могулистана, сделал казахов их вечными врагами. Умер в 1533 году среди кыргызов.
Еще худшее случилось в 1537 году, когда правитель Могулистана Абд ар-Рашид истребил почти всю правящую элиту казахов. В жесточайшей битве и после неё были убиты Тугум-хан и 37 султанов, в том числе все сыновья хана.
Все последующие беды казахов, случившиеся после возрождения их государственности в 1538 году сыном Касым-хана Хакназаром, вернувшимся из Ногайской орды, этого же порядка. В их числе и утрата государственности при Шигай-хане, в 1580 году отдавшем себя и соплеменников в Узбекское подданство; и великое бедствие 1723-1725гг “Актабан шубырынды”, во время которого, по мнению казахского историографа прошлого Шакарима Кудайбердыулы погибло две трети всего казахского народа; и “разбег” трех жузов в разные стороны после совместной победы под главнокомандованием Абулхаир-хана над джунгарами в 1729 году в Анракайской битве, после чего Старший жуз остался под властью джунгар, позже – китайцев и Кокандского ханства.
В1731 году по инициативе хана Младшего жуза Абулхаира началось принятие казахскими родами российского подданства. В 1734 году вслед за Абулхаир-ханом присягнул на верность Российской империи хан Среднего жуза Семеке, в1740-м – его приемник Абулмамбет-хан вместе с ближайшим сподвижником Аблай-султаном. Увеличилась защищенность казахов от нападений башкир, волжских калмыков, яицких казахов, ногаев, ойратов. Последние занимали пространства восточнее и севернее границ кочевий казахов, проходивших “… на севере и северо-востоке… в районе гор Улутау и оз. Балхаш, доходя до отрогов Каркаралинсих гор, на северо-западе достигали бассейна р. Яик” (“История Казхстана” т.2, 1997г., с.365).
В 1734-м и 1738-м годах императрица Анна Иоанновна своими указами разграничила земельные пространства Волго-яицкого региона между волжскими калмыками, яицкими казаками и казахами Младшего жуза. Кочевья Абулхаир-хана продвинулись на север от Иргиза до Яика.
В 1741 году войска джунгарского хунтайджи Галдан-Церена в сквозную прошли через кочевья Среднего и Младшего жузов, опустошая их и сотворяя новое “Актабан шубырынды”. Аулы Абулмамбет-хана и Аблай-султана были разгромлены. Аблай попал в джунгарский плен. Правительствующий Сенат Российской империи принял указ о защите своих казахских подданных. Оренбургский генерал-губернатор Неплюев направил в Джунгарию майора Миллера с дипломатической миссией – добиться прекращения бесчинств джунгар против казахов, являющихся подданными России, и освобождения Аблай-султана из плена. Миллер выполнил порученную ему миссию. Джунгары ушли с земель Среднего и Младшего жузов. Аблай-султан вернулся домой.
Извлечение из “Истории Казахстана в русских источниках XVI-XX веков” т.VI, с.16: “В своем личном послании хану Среднего жуза Абулмамбету, написанному сразу после возвращения в степь, Аблай “с немалой бранью” укорял патрона в бездействии по отношению к джунгарскому хану и недвусмысленно утверждал, что свобода де ему учинена… через посылку туда майора Миллера”. АВПРИ, с. 122, оп. 1, 1743г., Д.3, Л. 97 (АВПРИ – Архив внешней политики российской империи).
В 1762 году после вступления на российский престол Екатерины II Аблай-султан (ханом он станет в 1771г.), вторично приняв присягу на верность России, получил согласие на занятие территорий от озера Балхаш до реки Иртыш, о чем в “Шежире” Шакарима Кудайбердыулы запись: “В 1765г. казахи заключили договор с русским царем и занимают левый берег Иртыша на десять верст от реки. За нарушение обозначенной границы должны платить штраф скотом”. Впечатляюще увеличилось жизненное пространство казахов Среднего жуза.
23 июня 1798 года Павел I издал указ, по которому потомкам подданных Аблай-хана разрешалось перекочевывать на правобережье Иртыша и кочевать между Семипалатинской и Омской крепостями. Вновь площадь обитания казахов раздвинулась на восток и север.
11 марта 1801 года Павел I по прошению внука Абулхаир-хана Букей-султана разрешил его аулам прейти на постоянное кочевье между Уралом и Волгой на территории Астраханской губернии и “ заводить, где удобнее сыщется, в лесных местах селения на зимние прибежища”. Так образовалась Букеевская орда. В 1812 году Александр I возвел Букей-султана в ханское достоинство.
Российская империя заселяла подконтрольные ей территории своими новыми подданными — казахами, увеличивала и увеличивала их жизненное пространство. Принятие Старшего жуза в российское подданство по указу Александра I от 18 января 1819 года и освобождение Южного Казахстана от владычества Кокандского ханства – действа такого же порядка.
18 января 2005 года президенты Российской Федерации и Республики Казахстан В.В.Путин и Н.А.Назарбаев подписали Договор о российско-казахстанской государственной границе, утвердившей юридически, в соответствии с международным правом, суверенитет РК на территории 2717,3 тыс. кв. км, девятой по величине среди всех государств мира. Наложение на карту Республики Казахстан границ Казахского ханства времен Касым-хана, Хакназар-хана и Тауекель-хана, т.е. времен наибольшего могущества ханства и владения наибольшей территорией, весьма наглядно убеждает – что есть что и кто есть кто.
В российском подданстве территория обитания казахов увеличилась чуть ли не втрое, продвинулась на восток от середины Балхаша за Иртыш до Ленточных боров Алтайского края, на север от гор Улутау и Каркаралы до Транссибирской ж.д. магистрали.
Созданная на этой территории колоссальной мощности государственная инфраструктура – основа суверенитета РК – не одних казахов работа.
Главной созидающей силой были русские, украинцы и другие русскоязычные, в том числе и казахи, обозванные казахской этнокультурной элитой шала казахами. Состав населения о том свидетельствует. Казахов по итогам переписей было в Казахской ССР: в 1959 году – 29%, в 1970-м – 33%, в 1979-м –36%, в 1989-м – 40%.
На Великую Отечественную войну 1941-45 гг. было призвано 1 366 тыс. казахстанцев. Из них не вернулись с войны (погибли в боях, умерли в госпиталях и в плену, пропали без вести) 601 тыс., в том числе 200 тыс. казахов. Среди полумиллиона казахстанцев, награжденных за отвагу и героизм боевыми орденами и медалями, казахов – 96 638. В числе 497 казахстанцев, удостоенных звания Героя Советского Союза, казахов – 98 (статистика председателя секции ВОВ Алматинского горсовета ветеранов Г.М. Визиряко).
Автор статьи “Предаст ли Казахстан Россию, если случится война?” выполняет роль шакалёнка при тигре Шерхане из сказки о Маугли.