После каждого политического убийства мы просыпались в “другой стране”. В стране, где кровавые расправы с политическими оппонентами стали циничной нормой. Год за годом, вопрос, кто ответит за эти преступления остается открытым. Нельзя жить в коррумпированном полицейском государстве, где не добиться правды и справедливого правосудия. Необходима реформа политической, судебной и правоохранительной системы страны и кадровое очищение.
Мы, чтящие память Заманбека Нуркадилова в третью годовщину его политического убийства, считаем своим долгом вновь потребовать отставки и привлечения к ответственности министра внутренних дел Б.Мухамеджанова. Сделав исключительно чиновную карьеру, Б.Мухамеджанов, один из самых одиозных функционеров власти, немало способствовавший усилению “ястребиной” линии, укреплению закрытых кланово-коррупционных структур правящей системы, оказался в числе богатейших людей Казахстана.
Министр “прославил” МВД такими скандальными полицейскими перлами, как расследование тройного “самоубийства” несгибаемого критика режима Заманбека Нуркадилова, а затем и заказного убийства непримиримого оппонента авторитаризма Алтынбека Сарсенбаева и его помощников. При этом официальная версия о “заказчике” — второстепенном чиновнике, сумевшем “из личной неприязни” задействовать в операции элитное спецподразделение КНБ и офицеров полиции, – издевательски несостоятельна. Очевидно, что возглавлявший расследование министр постарался вывести за пределы уголовной ответственности подлинных заказчиков и исполнителей преступления.
Достаточно “наследил” главный полицмейстер страны и в истории с попавшим в опалу бывшим президентским зятем, с которым поддерживал тесные отношения. Заявления родственников исчезнувших банкиров, нашумевшее вторжение полицейского СОБРа в “Нурбанк”, многочисленные публикации в независимых СМИ о захвате Рахатом Алиевым двух руководителей его банка министр внутренних дел игнорировал более трех месяцев. Такое бездействие правоохранительных органов обрекли людей на мучения, закончившиеся их трагической гибелью и беспрепятственным укрытием высоко вознесенного преступника за границей.
Еще одна трагедия, — “шаныракская”, жертвой которой стал, в том числе, и рядовой полицейский, тоже лежит на совести руководителя МВД. Санкционировал ли министр выдвижение, под покровом ночи, отборных сил ОМОНа на массированный штурм или (как и в случае с СОБРом) полицейскими Алматы напрямую распоряжался аким Тасмагамбетов?
После сокрытия тяжких преступлений, творимых властью, стоит ли удивляться, что симметрично обратный прием, — обвинение в “укрывательстве” уголовного преступника, применен полицейским руководством в отношении ряда оппозиционеров. С правовой точки зрения вытащенное из архивов еще 2001 года дело об убийстве павлодарского предпринимателя, по существу, так и не раскрытое, свидетельство полной профессиональной несостоятельности следственных органов. Политическая же подоплека его нынешней реанимации очевидна: ввиду истечения срока судебного приговора Булату Абилову и приближающегося окончания срока Галымжана Жакиянова, “правоохранительная” система срочно исполняет заказ на следующие политически мотивированные уголовные обвинения, как в их отношении, так и осуждения других лидеров оппозиции.
Убеждены, что чем скорее персоны, подобные Б.Мухамеджанову будут отлучены от власти, тем быстрее в нашей стране начнется оздоровление политического климата, нравственное очищение и реальная борьба с коррупцией.
Убийство Заманбека Нуркадилова и Алтынбека Сарсенбаева срока давности не имеет.
Абдильдин Серикболсын
Абилов Булат
Аспандиярова Маржан
Бапи Ермурат
Ергалиева Гульжан
Жукеев Тулеген
Кожахметов Асылбек
Козлов Владимир
Кунаев Диар
Мухтарбеков Сергазы
Сарсенбай Рысбек
Своик Петр
г. Алматы, 12 ноября 2008 г.