Гибкий непорядок

Никогда бы не подумала, что тема “Казахстанское образование. Взгляд гражданского общества”, поднятая как-то на общественных слушаниях, проведенных ОФ “Аман-саулык”, превратится для меня в настоящее “Бородинское сражение”.

Началось все с того, что не найдя возможность высказаться на этих слушаньях, я поместила материал в Интернет-газету “ZONA kz”, рубрику “Трибуна” под названием “Надежда умирает последней. Зато наверняка”. На мой взгляд, история небольшого пригородного поселка Алмалыбак, что расположен в Карасайском районе и о котором шла речь в статье, заслуживает особого внимания. Как никак малая родина президента.

Об этом районе почему-то подозрительно долго молчали. Наверное, поэтому местные чиновники без смущения распоряжалось судьбами сельчан, земельными участками, принадлежащими им, без опаски обирали население под предлогом постоянной нужды в сельских больницах и школах. На мое заявление с перечислением известных всем сельчанам фактов, адресованное председателю ОФ “Аман-саулык”, пришел ответ от заместителя акима Карасайского района Е. А. Калиева. Ответ можно сказать ни о чем, разве что директору школы Сауле Оралхановне Махамбетовой вынесен выговор. За разъяснениями пришлось обратиться в отдел внутренней политики районного акимата, предварительно записавшись на прием к заму. Надо сказать, что разговор с заместителем акима вряд ли мог состояться, так как господину Калиеву срочно понадобилось идти на совещание. Только после моего предложения выступить на этом совещании по поводу отсутствия в школах туалетов заместитель акима смягчился и пообещал разобраться.

На следующий день мне позвонили из Умтыльского акимата, предложили прийти на встречу с акимом Бериком Кулетовым. Я рассчитывала на частную беседу, поэтому к встрече особо не готовилась, даже не запаслась диктофоном, а зря. Теперь на свой страх и риск быть уличенной во лжи я вынуждена пересказать все, что произошло дальше.

В кабинете сельского акима было многолюдно. Помимо акима в полном составе присутствовал попечительский совет школы села Алмалыбак, родительский комитет, директор школы Махамбетова, представитель отдела внутренней политики Карасайского района Жанар Умирзакова.

Почему-то сразу стало ясно, в воздухе “пахнет жаренным”. Первыми выступили члены родительского комитета школы и попечительского совета. Из выступления председателя попечительского совета стало ясно, что сбор средств с родителей на сооружение туалета был брошен давно, директор школы к этому не имеет никакого отношения, вопрос много раз обсуждался на родительских собраниях, так как никто на эти нужды не выделял ни копейки. Выступление прерывалось возгласами: “Она испоганила нам новогоднюю елку; она не разрешает нам устанавливать туалеты”. На меня обрушился шквал эмоций и общего негодования.

Далее в разговор вступил хозяин кабинета, сельский аким.

“Бюджетные средства есть, но охватить весь ремонт невозможно. Каждый год берем на себя ответственность, осуществляем мелкий ремонт, приобрели мини-электростанцию, чтобы не было перебоев с теплоснабжением. Установили ограждение, завезли навоз на пришкольный участок для озеленения. Вы не думайте, что мы бросаем школы на произвол судьбы, каждый год ищем спонсоров, направляем нуждающихся в летний лагерь. Если есть инициатива родителей, что здесь противозаконного? Дело добровольное, мы никого не заставляем”.

Представитель отдела внутренней политики Жанар Умирзакова, судя по ее реакции, к происходящему отнеслась одобрительно и присоединила свой голос к общему хору негодующей общественности, добавив новый акцент. Мол, зачем нужно было расписывать существующие проблемы в средствах информации, для того чтобы разобраться, достаточно было обратиться к директору школы и все бы стало ясно и без того.

Члены родительского комитета так же недоуменно вопрошали – “Зачем ты прицепилась к поселку Алмалыбак “прославляя” его на всю страну”.

Пришлось объяснять, что необходимость в публичности разрешения споров, возникших из-за пресловутых сборов денег с родителей в школах, есть жизненная необходимость, так как не во всех школах имеются ответственные директора, общественные деятели и чуткие к нуждам детей акимы. Люди должны научиться бороться за соблюдение 30-ой статьи Конституции РК, гласящей: “Гражданам гарантируется бесплатное среднее образование в государственных учебных заведениях”. В соответствии с этой статьей взимание денег в общеобразовательном учреждении, например, в нашем случае на установку туалетов, есть беззаконие.

Показательным в этот момент было то, что директор школы сразу же отказалась от установки туалетов на средства, собранные родителями учащихся. В полемике присутствующие на это ее заявление почти не отреагировали, стали наперебой высказываться о целесообразности сбора средств. Моё разъяснение о том что, отдавая деньги в школу, они автоматически становятся нарушителями закона, для многих стало полной неожиданностью. Сауле Оралхановна тут же сослалась на свод “Типовых правил деятельности попечительских советов” пункт 14 (от 22 октября 2007 года № 501). Там сказано: “Одной из целей деятельности попечительских советов является обеспечение финансовой поддержки, укрепление материально-технической базы организации образования”. Эта ссылка напомнила мне историю с теперь уже упраздненными “добровольными школьными фондами” и “спонсорскими счетами”, обретшими стараниями директоров школ статус юридических лиц. Чиновники от образования долго открещивались от этого ноу-хау, публично заявляли, что они ни при чем. Счета и фонды возникали якобы стихийно, при неудержимом добровольном желании родителей.

Однако акция газеты “Свобода Слова” “Мы против поборов в школах!” (я вошла в состав общественного комитета родителей, поддержавших акцию газеты) доказала причастность начальников района к организации поборов в школах (“Свобода Слова” №11 от 22 марта 2007 года). Попечительские советы, похоже, просто новое слово в деле съема денег с населения теперь уже по приказу и. о. министра образования и науки РК. Но разве подобные приказы отменяют 30 статью Конституции? Ясно, что нет. Поэтому нужно было разыграть спектакль с демонстрацией неудержимой родительской любви, подвигающей массу родителей на добровольные взносы. Сказать, что в данном случае директор школы просто жертва аномального рвения и жертвенности членов родительского комитета, язык не повернется. Почему-то в число приближенных к директору общественниц попали только холуйски настроенные люди и почему-то именно они оказались в нужный момент в данном месте. Что стоит этим господам разыграть спектакль и устроить травлю неугодной гражданки?

В процессе обсуждения проблемы с туалетами выяснилось, требуемая сумма снизилась с миллиона до 300 тысяч тенге. Директор школы сказала, что на эти средства планируется установка трех унитазов (интересно как такой туалет будут делить между девочками и мальчиками). Аким Кулетов заверил: бюджетная заявка для этой нужды имеется, капитальный ремонт школы запланирован на следующий год. Но люди настроены решительно, теплый туалет нужен уже сейчас (несколько десятков лет обходились, а теперь вдруг стало невмочь). Что ж тут поделаешь? Моему бесплатному совету о том, что раз такая острая нужда лучше всего направить в школу техника, который бы мог найти место для сооружения временного туалета не в ущерб планируемым преобразованиям за счет бюджетных средств, обрадовались все. Аким и директор школы клятвенно заверили: смета будет тщательно проверена, деньги родителей добросовестно пересчитаны (вот бы так считали бюджетные средства).

Другие глобальные проблемы поселка – устройство “Миницентра”, жалкого подобия детского сада в здании школы, отсутствие государственных детских садов и полноценной больницы – никто на этой встрече обсуждать не собирался, все сделали вид, что эта проблема их не касается. Единственным положительным моментом на этой встрече можно считать обещание директора школы представить отчет о государственном финансировании школы за последние годы. Думаю, что это будет полезно для всех. Родительская общественность имеет право знать, во что обошлось государству оснащение этой школы, например, компьютерами и интерактивной доской, для того чтобы сопоставить виртуальные суммы с реальными.

Обсуждение более мелких вопросов, вроде проведения новогодних празднований, так же выявило глубинное противостояние в подходах. Я считаю, что перекладывание на родителей бремени расходов в связи с организацией учебно-воспитательного процесса в рамках плановых школьных мероприятий недопустимо. Эти расходы заложены в бюджеты школ: в каждой их них имеются ставки завучей по воспитательной работе, кому как не им стать организаторами праздников, задействовать творческий потенциал и учащихся, и учителей, и родителей. Нет ведь, нужно непременно организовать денежные сборы для профессиональной бригады артистов. Ясно, так проще, не надо брать на себя ответственность за организацию коллективной жизни, индивидуализму везде у нас почет.

Вот и выходит как в прошлом году, если не нашлось денег на артистов, ребенок начальных классов должен был сидеть дома. В этом году появился другой вариант. Две елки – платная и бесплатная, с приложением заверений, что детей никто не делит. Говорят, как встретишь новый год, так его и проведешь. Похоже, что раздоры и склоки теперь благополучно перекочуют в следующий год, ведь “отец нации” давно уже всех детей поделил. Ежегодно детям горожан вручают бесплатные президентские новогодние подарки, а дети сельчан о них даже не слышали.