Михаил Хазин: “Речь идет о стимулировании инвестиционного процесса нерыночными методами”

Олжас Худайбергенов: “Инфляция зависит от процентной ставки”

“Большие деньги – верный способ быстрого обеднения”.

NN

“Поскольку кризис по своей природе является системным, мы предлагаем комплекс системных мер”, — заявил Арман Идрисов, генеральный директор Business Media Group на пресс-конференции в Алматы. Она проводилась в канун Национального бизнес-форума (НБФ) форума 10 декабря, цель которого – выработка проекта антикризисной стратегии.

Организаторы мероприятия постоянно говорили про 1% населения “с сильными профессиональными компетенциями, прогрессивными ценностными установками и лидерскими качествами”. Замысел НБФ: создать инфраструктуру для этого 1%, распыленного по различным социальным, профессиональным стратам общества. А потом благодаря координируемым усилиям переломить ситуацию с депрофессионализацией, дезориентацией и дефицитом доверия. Установку на зарабатывание быстрых денег при минимальных усилиях Арман Идрисов назвал неправильной и вредной.

Объясняя цифру в 1% г-н Идрисов сослался на социальные теории, которые 10% населения относят к “склонным к инновациям”. Эксперты провели дополнительную фильтрацию, в результате чего на 1% и сошлись. Если же говорить о биологах, то они движущей силой любой популяции млекопитающих и птиц считают 4-5%.

На вопрос, сколько в политическом руководстве государства (администрация президента, правительство, корпус акимов) составляют представители этого 1%, Арман Идрисов ответил: “Для этого требуется отдельное исследование. Прогрессивные люди есть во всех сферах”.

Главная идея, которую озвучили спикеры – это стимулирование инвестиционного процесса, в том числе нерыночными методами. Государство может нарастить теньговую эмиссию и направить на кредитование долгосрочных проектов (15-20 лет). “Пока деньги не попадут в потребительский сектор, разгона инфляции не будет”, — подчеркнул Михаил Хазин, президент российской консалтинговой компании “Неокон”. К этому специалисту информационный интерес сильно вырос после того, как выяснилось, что еще в 2003 году он предсказал сроки возникновения мирового финансового кризиса с точностью до квартала.

“Инфляция зависит от процентной ставки”, — отметил Олжас Худайбергенов, руководитель группы по проведению макроэкономических исследований. Это антитеза концепции, будто размер процентной ставки зависит от инфляции. Преимущество Казахстана перед Западом в том, что у него есть большой запас роста кредитования.

В России в 1999-2003 годах денежная масса выросла в пять раз, а рост инфляции сократился. В Казахстане в настоящее время теньговый процент кредитования экономики составляет 16%. Эксперты полагают, что доведение его до 80% (как суперминимум) не только не повредит хозяйственной системе, но и существенно поможет. Однако здесь принципиально важно направлять средства именно в инвестиционные проекты. Делать это желательно не через банки, а с помощью специального государственного органа. Банки – это коммерческие структуры, и когда в России правительство дает им средства для кредитования реального сектора под 8% годовых, банки уже “предоставляют” кредит в 20%.

Государственное инвестиционное агентство может давать кредиты под 0% годовых. Но здесь нужно внимательно следить за адекватностью контрактов и зарплатами персонала. По словам Михаила Хазина, в российской компании “Нанотех” оклады руководства в три раза выше тех, которые можно назвать справедливыми.

“Страны и регионы, у которых есть шанс вырваться из падающей траектории, должны его использовать”, — особо акцентировал г-н Хазин. Потому что отвечать по чужим счетам и проблемам просто неправильно. По его прогнозу на ближайшие три года глобальную экономику ждут только плохие новости. Новая администрация Белого дома во главе с Бараком Обамой предлагает для лечения старые рецепты, которые уже не могут дать эффекта, на который рассчитывают. Эксперт опасается, что через год Вашингтон может перейти к “истеричным решениям”, поскольку всем станет ясно, что должного эффекта от вложенных средств нет.

Российский эксперт скептически оценивает и перспективы Евросоюза. В настоящее время Брюссель понижает курс евро по отношению к доллару, чтобы сохранить европейский экспорт в США. Однако американский спрос падает по объективным причинам, и подобными методами проблему не решить. Как результат, богатые страны ЕС не будут иметь ресурсов для субсидирования бедных членов Евросоюза, а дальше возможны всякого рода проблемы.

Что касается прогнозов экономистов, то Михаил Хазин рекомендует выяснить, что они писали о современном экономическом кризисе в прошлые годы. Если в 2005 году экономист не сообщал, что мировой финансовый обвал в ближайшие годы неизбежен, то к его оценкам ситуации стоит относиться крайне осторожно.