Сергей Грисюк: “Декретивные деньги доживают свои последние дни”

“Реальной стоимости за этой бумагой никакой нет”

“Правительство как грудной младенец:
чудовищный аппетит на одном конце
и полная безответственность на другом”.

Рональд Рейган

Правительства не хотят отказываться от декретивных денег, потому что, объявляя бумагу законным платежным средством, они расширяют себе поле для маневра в обход экономических законов. Но есть сила, которая способна сделать деньги товаром и вернуть ситуацию на уровень 1914 года, когда денежные знаки были обеспечены золотом. “Отсутствие доверия к правительству способно перебить его заинтересованность в декретивных деньгах, — отметил Сергей Грисюк, председатель правления научно-образовательного фонда “Аспандау”. – Когда не доверяешь правительству, то есть не считаешь его бумажку за деньги, то либо вкладываешься в золото, которому доверяешь больше, либо развиваешь приусадебный участок”.

Начиная во вторник информационно-образовательный семинар для СМИ, Сергей Грисюк остановился на времени написания статьи “Доллар умер. Да здравствует доллар!”, использованной в качестве раздаточного материала. Написал он ее 2-3 января, а прошедшая 8-го января в Париже конференция лидеров европейских государств подтвердила современную тенденцию. Там Ангела Меркель, канцлер Германии, озвучила идею создания Совета по экономическим вопросам под эгидой ООН. И президент Франции Николя Саркози назвал экономическую политику последних десятилетий ошибочной, потому что когда одни живут за счет других – это не хорошо.

До Первой Мировой войны (1914 – 1918 г.г.) существовало золотомонетное обращение, когда бумажные деньги обменивались на драгоценный металл. Тогда деньги выполняли экономические функции меры стоимости и средства накопления сокровищ. Потом они стали целенаправленно превращаться исключительно в единицы учета. Данный процесс завершился 15 августа 1971 года, когда США отказались конвертировать доллар в золото. На тот момент только в государствах Западной Европы было $47 млрд. (в ценах тех лет сумма огромная) в качестве главной резервной валюты. “Реальной стоимости за этой бумагой никакой нет, — подчеркнул г-н Грисюк. – Деньги должны стать товаром”.

В современных условиях возможны следующие сценарии развития событий. В США соотношение долговых обязательств к ВВП в коридоре между 9:1 и 10:1. Приемлемым же является соотношение 1:2. В Вашингтоне могут начать масштабную денежную эмиссию, что через гиперинфляцию и гигантский скачок цен приведет в некое соответствие размеры долга и реального сектора. “Чрезвычайно болезненный для населения сценарий, зато достаточно быстрый (несколько лет) выход из текущего кризиса”. Одним из неизбежных последствий такого развития событий, по словам Сергея Грисюка, станет то, что “коэффициент эксплуатации населения возрастет”.

“Второй сценарий гораздо более жесткий – системный дефолт”, — предполагает эксперт. Платой за него будут дефляционный коллапс, смена политических, экономических элит. Данный сценарий неуправляем.

“Реализуется сценарий контролируемых дефолтов”, — это то, что происходит в настоящее время. Г-н Грисюк называет это “отрубанием хвоста по кускам”. То есть все усилия направляются на оттягивание неприятной развязки. Вместо разрешения коренных системных противоречий и ликвидации диспропорций. Сил может хватить как до лета текущего года, так и на 3-5 (максимум) лет. Как вариант оттягивания общего дефолта может быть использована метарегиональная война (например, на Ближнем и Среднем востоке).

Тупиковость избранной Белым домом стратегии председатель правления “Аспандау” продемонстрировал на примере Японии в 1990-ые годы. В Токио действовали по такому же рецепту в условиях менее острого кризиса и при благоприятном глобальном фоне. Плюс сбережения японцев составляли 15-16% ВВП (для сравнения: в США сумма сбережений населения отрицательная, а в государствах ЕС они составляют 2-5% ВВП). “Япония получила в экономическом смысле “потерянное десятилетие”, весьма существенную инфляцию иены, как всегда в таких случаях, снижение уровня жизни. Тем не менее, экономика страны, так и не оправившись по-настоящему от этого кризиса, вступила в нынешний”.

Человечество как глобальная система развивается через международное разделение труда и углубление специализации. Но “интенсивный товарообмен невозможен без соответствующих механизмов, прежде всего – мировой валюты”.

Изменение (оздоровление) правил игры Сергей Грисюк видит через перевод доллара из категории национальной валюты в международную. При этом ФРС (Федеральная резервная система) потеряет право на эмиссию в пользу многонационального органа. В миниатюре такая схема уже апробирована с евро в Европейском Союзе. Под эгидой Всемирного экономического совета (условное название нового органа) должен быть создан Фонд благородных металлов, обеспечивающий гарантированную конвертацию доллара. Попутно требуется решить вопрос по механизму соотнесения мировой валюты с национальными денежными единицами. Драгоценные металлы государствами в Фонд должны быть предоставлены пропорционально “вкладу” в создание проблемы переизбытка финансовых активов.

“Объективные экономические законы неумолимы и непременно проложат себе путь”, — подчеркивает г-н Грисюк. Между тем, пока большинство экспертов стараются не касаться природы разразившегося кризиса. “Поспешные заявления о том, что кризис достиг нижней точки своего развития, по сути, представляют собой панические попытки выдать желаемое за действительное”.