Акимат Астаны наступает на те же грабли

В это кризисное время, когда правительство Казахстана объявляет главной задачей проблемы занятости населения и поддержку социально уязвимых слоев населения, когда для недопущения безработицы исполнительная власть в регионах заключает меморандумы со всеми работодателями о недопустимости увольнений, а премьер-министр на коллегии АРЕМ лично предупреждает о вреде частных монополий, акимат Астаны совместно с администрацией коммунального рынка “Шапагат” планирует увольнение 50 арендаторов — индивидуальных предпринимателей и передачу всего мясного павильона одному частному монополисту. Сие событие должно произойти 1 февраля 2009 года.

45 из тех, кто торгует мясом на коммунальном рынке “Шапагат”, — женщины, у которых, кроме всего прочего, груз ипотечных кредитов, для которых работа на рынке — единственный источник существования их семей.

Директор рынка Лейла Куленова всерьез убеждена в безобидности замены всех 260-ти торговцев мясного и овощного павильонов, арендаторов продовольственных бутиков на двух-трех монополистов, которые должны минимизировать количество посредников и снизить цены на продовольственные продукты для “любимого” народа. Но как быть с экономическими законами, утверждающими о вреде монополий, особенно частных?

Если сейчас торговцы покупают мясо напрямую у фермеров, причем по ценам, установленным администрацией рынка (предельная, например, на говядину — 580 тенге за килограмм), заключив долгосрочные договора с десятком поставщиков, то для одного монополиста, чтобы ежедневно обеспечить 50 торговых мест, необходимо создать и содержать целую армию заготовителей, оптовиков по доставке и сбыту, транспорт, полсотни продавцов, контролеров, грузчиков, юристов, бухгалтеров, замов и помов директоров, покупать офисы, склады, технику. Кроме этого, брать большие кредиты для закупа под немыслимые проценты, платить самую низкую в городе аренду, но за приличные “откаты” за предоставление сразу 50-ти мест или готового супермаркета. Рынок-то – коммунальный. Значит, все эти расходы войдут в конечную стоимость продукции, которая неизбежно будет расти. Социально незащищенному слою населения, для которого коммунальный рынок и создавался, уже не будет столь важно, под каким благим “соусом” эти так называемые административные реформы будут преподноситься. Потому что это — закон “монополизма, как высшей стадии капитализма”. И это — аксиома.

Другое дело, когда речь идет о трех миллиардах долларов для поддержки малого и среднего бизнеса, выделяемых через акиматы ФНБ “СамрукКазына” на социально значимые проекты, о чем вскользь, но поучительно говорила и.о. начальника управления предпринимательства и промышленности акимата Астаны Рыскуль Калгабаева на переговорах с представителями НПО, которые прибыли в “Шапагат” по сигналу “SOS!”.

Конечно, каждый не прочь бы попасть в заветный список получателей больших денег под “дутый” проект минимизации посредников и понижения цен для населения на столичном коммунальном рынке. Но, согласитесь, три монополиста-арендатора, пришедшие на коммунальный рынок, и без этого пирога будут сыты. Ведь фактически они задарма получат (или скупят) целые павильоны с площадью более 1000 кв. метров только на первом этаже! Однако можно ли, после такой смены хозяев, называть “Шапагат” коммунальным рынком?

По большому счету, если убрать сладкую словесную шелуху “радетелей” за народ, власть Астаны готовит очередной передел государственной собственности. По сведениям арендаторов, “Шапагат” передается арендаторам-монополистам на 49 лет.

Землю, помнится, у нас тоже передавали крестьянам в аренду на 49 лет. Только где сейчас эта земля? У кого она? И у кого доход от родной земли?

Сейчас, в разгар экономического и финансового кризиса, 260 предпринимателей, представляющих отечественный малый бизнес на коммунальном рынке Астаны, стоят перед угрозой стать просто продавцами, то бишь рабами монополиста, получать фиксированную заработную плату. Вся выручка от продаж, естественно, будет сдаваться единственному арендатору в личный карман. И никаких налогов. Потому что монополист оплачивает только патент по упрощенной и льготной схеме самому рынку “Шапагат”. Спрашивается, где гарантия того, что ситуация на коммунальном рынке не повторит ту, что произошла на рынке долевого строительства?

В понедельник администрация “Шапагата” распространила информацию: договор аренды с нынешними работающими в мясном павильоне на 2009 год не будет пролонгирован, зарплата тех, кто желает остаться работать в качестве продавца у нового арендатора-монополиста, составит 50 тыс. тенге.

К сожалению, мы не любим учиться ни на собственных, ни на чужих ошибках. Дело в том, что благие попытки минимизировать количество посредников в “Шапагате” уже были. Год назад акимат предложил фермерам Акмолинской области весь мясной павильон. Но они отказались, так как невозможно каждый день из села приезжать на городской рынок, держать продавца накладно. Согласились на сотрудничество только 10 фермеров. Однако ничего путного из затеи не вышло — ни у крестьян, ни у администрации рынка.

Тогда-то и родилась идея проводить в “Шапагате” воскресные ярмарки. Но с “мясниками” опять вышла незадача. Невыгодно крестьянам везти в город скоропортящийся продукт, особенно летом. А самое главное, не хотят крестьяне (да и не все умеют) рубить и торговать в розницу. Им легче продать товар оптом.

Однако администрация рынка и акимат Астаны никак не желает понять, что весь мир торгует по такой оптимальной схеме. Не надо изобретать велосипед или наступать на старые грабли.