“Не взлетим – так поплаваем”.
Земфира
“Мажилис парламента полностью игнорирует общественные журналистские организации”, — этот тезис Сейтказы Матаева, председателя правления Союза журналистов Казахстана, красной нитью прошел через пресс-конференцию в Алматы. Представители СМИ начали ее за час до того, как в Мажилисе должны были состояться слушания по законопроекту об Интернете, фактически вводящему цензуру.
|
В 16 часов 26-го января руководители журналистских НПО в Алматы через Бибисару Аубакирову, сотрудницу парламента, получили приглашение на заседание рабочей группы по обсуждению проекта “закона об Интернете” 27-го января в 12 часов. “Польщенные” таким непоказным вниманием “народных избранников”, представители общественности поинтересовались: “В каком качестве?” В ответ: “Просто приглашаем как заинтересованных лиц”.
“Проект противоречит Конституции”, — подчеркнула Тамара Калеева, президент Международного фонда защиты свободы слова “Адил соз”. В Конституции записано, что международные договора, подписанные и ратифицированные республикой, имеют приоритет перед местными законодательными актами. Астана ратифицировала Международный пакт о гражданских свободах, а там черным по белому значится, что право на получение и распространение информации не ограничивается границами государств.
Г-жа Калеева напомнила, что в то время как журналистские и правозащитные НПО от работы над законопроектом, разработанным АИС (Агентство по информатизации и связи) были устранены, возглавляет рабочую группу мажилисмен Мейрам Пшембаев. Этот человек окончил Семипалатинский зоотехническо-ветеринарный институт, а последнее допарламентское место работы – председатель правления Союза машиностроителей Казахстана. “Директора колхозов определяют правовое поле для СМИ. Нас не хотят слушать, — констатировала положение вещей правозащитник. – Раньше многие депутаты строили коммунизм, теперь крепят национальную безопасность, не понимая, что это такое”.
Тамара Симахина, юрист Конгресса журналистов, напомнила, что 26-го декабря 2008 года Сенат принял законопроект по СМИ, который можно назвать либеральным. Но оказалось, что параллельно шла работа над вторым законопроектом, направленным в Мажилис 5-го января. “Об этом законопроекте министерство не посчитало нужным известить общественность”, — обратила внимание г-жа Симахина.
Предполагается, что теперь не только собственник или суд будет решать, выпускать или не выпускать СМИ, но и генеральный прокурор. Возможности по приостановлению и блокировке интернет-ресурсов у генпрокурора просто колоссальные. Потому что фразы “явный характер” и “может причинить вред” носят сугубо субъективный характер. Тамара Симахина отметила, что и действующему закону “О прокуратуре” данное нововведение также противоречит.
Поскольку в Интернете точно установить “нарушителя” невозможно, судебное оформление блокировок будет решаться в городском суде г.Астана, по месту нахождения заявителя – генерального прокурора. Ответчик в таком суде не предусмотрен, что само по себе нарушает принцип равноправия сторон.
Юрий Мизинов, главный редактор интернет-газеты ZonaKZ, считает, что законопроект направлен в первую очередь против слива “прослушек” от Рахата Алиева, дабы блокировать “Живой журнал” на законных основаниях. Но создаваемое для этого оружие может стрелять не только по бывшему зятю президента, а в любую сторону. Что же касается таких не отрегулированных в законодательстве моментов, как “все сайты – СМИ”, неясный формат отношений “редакция – блоггер”, то разработчики оставили их без внимания.
“Это своего рода наступление на права граждан”, — прокомментировал законопроект Сергей Власенко, юрист Национальной Ассоциации теле- радиовещателей. При этом вопросов там больше, чем ответов.
Поступивший на рассмотрение парламентариев законопроект обязывает провайдеров два года сохранять трассировки пользователей. В случае возможного проведения комплекса оперативно-розыскных мероприятий можно будет установить, куда и сколько раз заходил тот или иной пользователь Сети, какие комментарии оставлял, что скачивал, где расплачивался за интернет-покупки и т. д.
“В Китае на прошлой неделе закрыли 150 тыс. сайтов. Мы идем по китайскому пути”, — подчеркнул Сейтказы Матаев.
Все спикеры выразили крайнее сомнение в профессионализме и компетентности разработчиков законопроекта.


