Моя статья в прошлом номере “Казахгейт? Ну и что?!”, которая также была опубликована в интернете, вызвала бурное обсуждение читателей. Мнения были прямо противоположные – от обвинений в продажности властям до полной поддержки. А смысл статьи сводился к тому, что пора бы разъяснить, наконец, ситуацию вокруг судебного процесса в США по так называемому “Казахгейту” о даче взяток руководству Казахстана американскими нефтяными компаниями за право добычи нефти в нашей стране. Что сегодня является предметом суда над бывшим советником президента Назарбаева – Джеймсом Гиффеном.
Мне хотелось донести до общества довольно двусмысленную ситуацию с казахстанскими “секретами”, которыми во всю сегодня спекулирует за рубежом беглый Рахат Алиев, а в самом Казахстане пытаются эти секреты заблокировать, из-за чего усложняется внутреннее положение с информацией и вообще – со СМИ. Предполагалось, что “Казахгейт” может стать предметом торга неких сил не в интересах Казахстана. Предлагалось покончить с секретами, чтобы прекратить всяческий шантаж вокруг этой темы. А взамен – пересмотреть некие штампы по отношению к президенту Назарбаеву.
Судя по многочисленным откликам на статью, я поняла, насколько мы разношерстные и неподготовленные, чтобы прийти к более или менее общему знаменателю. То есть в нас отсутствуют некий опыт и культура в формировании общественного мнения даже на самые насущные и весьма важные для всех темы. Мы уже ушли от бывших национальных традиций и еще весьма далеки от цивилизованных методов принятия решений, когда общие интересы стояли бы выше субъективных взглядов.
Но зато я точно поняла, что нарушать привычную инерцию – обязательно надо. Лучше ставить вопросы, чем от них уходить, лучше искать выход, чем стоять на месте, лучше ошибаться, чем… и т.д. Меня поняли немногие, зато многие, как я поняла, живут в плену застывших и потому бесперспективных принципов, которые тормозят сознание, ограничивают мировоззрение… Теперь я хорошо понимаю, что власти правильно рассчитали наш менталитет – консервативный и пассивный. Поэтому с нами нет никаких проблем – мы живем в остановившемся времени и слишком предсказуемы, и потому легко манипулируемые. И нам с легкостью можно рисовать любой результат на выборах, устанавливать любые нормы жизни.
И все же… Я вновь поднимаю эту тему. Хорошо, вас не пронзил “Казахгейт”, пойдем дальше. На этой неделе пришла информация, что беглый Рахат Алиев выпустил за рубежом многообещающую (как он сам заявлял) книгу “Крестный тесть” на трех языках – немецком, английском и русском. Тема книги сразу же привлекла внимание многих авторитетных изданий, а в нашем интернете началось бурное обсуждение этой новости…
Вряд ли “Крестный тесть” будет в широкой продаже в Казахстане, но книга обязательно разойдется по всему миру – ведь в ней автор обещал рассказать секреты о высших должностных лицах страны, главным образом – казахстанского президента. Кого не заинтересует такая информация? Успех книге обеспечен. Но вот заложниками этого самого “тестя” опять становимся мы.
И у нас она появится, правда подпольно. Я знаю, что многие знакомые уже заказывают ее своим знакомым за рубежом. Потом будет самиздат и устный пересказ самых щекотливых мест. И опять наши власти будут принимать превентивные меры – блокировать интернет, контролировать независимые издания, отлавливать и гасить малейшую утечку информации. Начнутся новые очаги конфликтов, судов и разборок с тройными “самоубийствами”…
И так будет до тех пор, пока Казахстан окончательно не скатится в маленький советский союз: КГБ, Цензура, КПСС, Культ личности… И будем строить уже не железный, а самый непроницаемый занавес – закроем границы, не сможем выезжать в мир. Будет все тот же дефицит, идеологический контроль, разгул тотальной диктатуры власти… И ничего этого нам не остановить. Ведь мы сами себя давно поставили в такое безвыходное положение – у нас такая конституция, такие законы, такие суды и прочее. И все, кто был причастен к их формированию – виноваты.
Таким образом бывший зять берет нас всех в заложники и отбрасывает страну на 50 лет назад. А мы это позволяем опять же в силу своей упертости. Нам бы себя спасать, но прежде – как бы это не нравилось, спасти президента. Будем реалистами. Чего бы там ни писал Рахат в своих разоблачениях, но в Казахстане нет механизма импичмента. У нас нет практики народных референдумов. Наш парламент не в праве допрашивать президента. У нас нет даже Конституционного суда. И мы точно не способны на революцию. Поэтому усердия бывшего зятя направлены отнюдь не на спасение родины. Это их личная война, а мы в ней – жертвы.
Нам остается лишь предложить президенту компромисс. И за “Казахгейт”, и за “Крестного тестя”, и за все подобное – начать реальную перестройку в стране. От реформирования конституции до реального народовластия в стране. (Со всеми вытекающими демократическими, социальными, духовными и прочими преимуществами). Новой легализации капиталов, но с возвращением большей части государству. Спасения национальных природных ресурсов. Отказа от олигархической экономики. Выстраивания новых национальных приоритетов. И так далее.
Никто не говорит – простить, надо говорить – договаривайтесь.
“Свобода слова”

