ДПК “АЗАТ” глубоко обеспокоена арестом Мухтара Джакишева и фактическим разгромом компании “Казатомпром”. Удар по руководителю, назначенному десять лет назад на лежащий в руинах “Казатомпром”, и сумевшему, вместе с командой, не просто поднять всю атомную отрасль страны, но и вывести компанию в ближайшие претенденты на международное лидерство, означает удар именно по той единственной сфере, в которой Казахстан уверенно двигался к ведущим позициям на мировом рынке.
“Казатомпром” проводил действительно эффективную “многостороннюю бизнес-политику” — через допуск к разработке урановых месторождений компаний-инвесторов из “ядерных” государств, добивался равноправного партнерства ни с каким-то одним, а практически со всеми ведущими государствами – членами “ядерного клуба”, обладающими международно закрепленным правом производить обогащение природного урана и выпускать готовую продукцию.
Ударом Комитета национальной безопасности движение в этом направлении не только остановлено, но и, во многом, отброшено – через потерю доверия серьезных бизнес и политических кругов к предсказуемости и устойчивости политики казахстанского руководства в атомной отрасли.
К этой крайней неразумности добавились неизжитые нашими спецслужбами рецидивы НКВД-шной жестокости, когда на арестованных оказывается невыносимое психологическое и физическое давление, они полностью изолированы, к ним не допускаются адвокаты, их семьи в абсолютном неведении о судьбе близких.
Для всякого, знакомого с организацией МАГАТЭ, системой международного контроля в атомной энергетике, производства и продажи расщепляющихся материалов и ядерного нераспространения, версия будто бы руководство “Казатомпрома” могло самостоятельно заниматься “распродажей” урановых месторождений — смехотворна. Точно также любой сведущий в порядках в нашем государстве знает, что санкция на создание совместных с иностранцами уранодобывающих предприятий никак не могла пройти мимо назначенного на “Казатомпром” В.Школьника, прежде руководившего Министерством энергетики и природных ресурсов, причем и тот был лишь промежуточным звеном. МЭиМР не только решало вопросы недрапользования, но и, как 100-процентный владелец компании “Казатомпром”, подписывало все решения Совета акционеров и оформляло имущественные отношения.
Так, на официальном публичном сайте Канадской администрации по ценным бумагам (www.SEDAR.com) значится компания “Urasia Energy” LTD, появление которой в Казахстане связано с приездом в сентябре 2005 году и встречей с президентом Н.Назарбаевым бывшего президента США Б.Клинтона. Одновременно с которым у нас побывал и канадский горнорудный магнат Фрэнк Джустра, перечисливший (по сообщениям западных СМИ) средства в фонд Клинтона. Из информации на сайте следует, что эта компания (через ряд указанных там же оффшоров) владеет предприятиями “Бетпакдала” и “Кызылкум”, с которыми Министерство энергетики и минеральных ресурсов (возглавляемое В.Школьником) в том же 2005 году заключило контракты на недрапользование по урановым месторождениям Харасан (контракт номер 1799 от 8 июля, изменения номер 1829 от 15 сентября 2005 года), Акдала (контракт номер 647 от 28 марта 2001 года, изменения номер 943 от 23 мая 2002 года, номер 1423 от 7 июня 2004 года и номер 1712 от 25 апреля 2005), Южный Инкай (контракт номер 1800 от 8 июля, изменения номер 1830 от 15 сентября 2005 года). Именно на те месторождения, “присвоение” которых М.Джакишевым и ставится ему в вину. Тогда как ясно, что сделки такого рода никак не могли осуществляться без санкций высшего руководства, премьера Д.Ахметова, с оформлением в МЭиМР.
Скорее знакомые с порядками в казахстанских государственных органах поверят информации в СМИ, что председатель КНБ А.Шабдарбаев год назад безуспешно “просил урановый рудник” у М.Джакишева, что тоже может быть немаловажным мотивом нынешних событий.
В этой связи стоит обратить внимание, что, по заявлению пресс-службы самого КНБ, ныне инкриминируемые М.Джакишеву факты были выявлены Комитетом финансового контроля еще в апреле 2007 года, — без каких-либо санкций в то время.
В СМИ уже высказывалась точка зрения, что назначение В.Школьника означает победу линии, направленной на поглощение казахстанской урановой отрасли, как сырьевой базы, российским “Атомпромом”.
Мы заявляем, что даже тщательно скрываемое все равно становится явным, предупреждаем участников преследования руководителей “Казатомпрома” о последствиях таких недальновидных действий и призываем руководство страны к принятию ответственных решений.
ПРИЛОЖЕНИЕ
(www. SEDAR.com)
FILING STATEMENT (ст.95-96)
3.12 Материальные контракты
Далее следующее это список контрактов в которых UrAsia имеет долю, или по окончанию Бизнес Комбинации и Акдала и Южный Инкай, UrAsia и его подразделения или ограниченные партнеры будут иметь доли в них, и которые могут быть рассмотрены как материал для держателей акций Корпорации:
3. Акдала и Южный Инкай MOU датированный 9 Сент 2005 г., между UrAsia, Widley и Deanco. См. пункт 3.2 “Общее развитие бизнеса UrAsia – Значительные приобретения”
4. Харассан MOU датированный 9 Сент 2005 г., между UrAsia, Jeffcott и UrAsia London См. пункт 3.2 “Общее развитие бизнеса UrAsia – Значительные приобретения”
9. Харассан контракт датированный 8 Июля 2005г., измененный 15 Сентября 2005г., между Кызылкумом и Министерством Энергетики и Минеральных Ресурсов. См. пункт 3.2 “Общее развитие бизнеса UrAsia – Значительные приобретения – Приобретение Харассан”
10. Соглашение о создании Кызылкум датированное 2 Сентябрем 2005г., между UrAsia London, КазАтомПромом и Ульбинском. См. пункт 3.2 “Общее развитие бизнеса UrAsia – Значительные приобретения – Приобретение Харассан”
11. Акдала контракт датированный 28 Марта 2001г., измененным 23 Мая 2002г., 7 Июня 2004г. и 25 Апреля 2005г. между Бетпак Дала и Министерством Энергетики и Минеральных Ресурсов. См. пункт 3.2 “Общее развитие бизнеса UrAsia – Значительные приобретения – Приобретение Акдала и Южного Инкая”
12. Соглашение о создании Бетпак Дала от 20 Февраля 2004г. между Астаной и КазАтомПромом. См. пункт 3.2 “Общее развитие бизнеса UrAsia – Значительные приобретения – Приобретение Акдала и Южного Инкая”
13. Южный Инкай контракт датированный 8 июля 2005г., измененный 15 Сентября 2005г. между Бетпак Дала и Министерством Энергетики и Минеральных Ресурсов. См. пункт 3.2 “Общее развитие бизнеса UrAsia – Значительные приобретения – Приобретение Акдала и Южного Инкая”