Мухтар Тайжан: “Гигантомания – болезнь государственного использования средств”

Эксперты разошлись во мнении, что из себя в действительности представляют золото-валютные резервы Казахстана

“Избежать катастрофы может только тот, кто считает ее возможной”.

В. Швебель

“2009-ый год прошел как театр абсурда”, — отметил Айдархан Кусаинов, генеральный директор консалтинговой компании “Almagest”. Потом он расшифровал свое определение. В начале года, государство входит в “БТА Банк” со словами “если не войдем – все погибнет”. Потом тратят миллиарды, а в конце года говорят: “извините, забанкрочено”. Сажают Мухтара Джакишева, с формулировкой “все разворовал в урановой отрасли”, а в конце года выясняется, что Казахстан вышел на первое место в мире по добыче урана. В канун председательства ОБСЕ-2010, садят Евгения Жовтиса и тут же, за еще более тяжкое преступление, отпускают сына высокопоставленного чиновника. Блоггеру уже некуда деться, кроме как на казахстанскую платформу – все заблокировано. Еще идут “разборки” между “силовиками” на личностном уровне и нет силы, которая могла бы призвать их к порядку.

Заседание Клуба Института политических решений (КИПР) было посвящено подведению итогов ушедшего года и прогнозам на 2010-ый. Эксперты показывали мало единодушия в самых разных аспектах.

С докладом по итогам 2009-го года, выступил Мухтар Тайжан, руководитель компании “Taizhan Terminal”. Главные события он разделил на в целом позитивные и негативные. По экономике в позитивные попало вливание государственных средств на $19 млрд. Без этих денег банки бы не устояли, а как следствие, произошли бы потери населения и предприятий на депозитах. Девальвация тенге также оценивается им как положительный шаг, потому что это позволило сохранить ЗВР (золото-валютные резервы), а цены на 25-30% (то есть на величину девальвации) не выросли. Реструктуризация долгов банковского сектора также положительный момент, поскольку долг сократился с $46 млрд. до $28 млрд.

Как негатив, г-н Тайжан оценил займы в $13 млрд. от Китая и то, что эта страна усилила свое присутствие в активах Казахстана. Он считает, что можно обойтись собственными ЗВР. Вступление Казахстана в Таможенный союз с Россией и Беларусью – также неправильное решение. Рекордный урожай зерна тоже стал негативным событием, поскольку вырастить его смогли, а собрать и продать нет. В силу отсутствия необходимой инфраструктуры – уборочная техника, элеваторы, вагоны-зерновозы и прочее.

Что касается политических событий прошлого года, то позитивными по версии Мухтара Тайжана стали: Объединение партий ОСДП и “Азат” в ОСДП “Азат”. “Мы стали председателем ОБСЕ”. “Впервые власть реагирует на сигналы гражданского общества” — памятники ханам Жаныбеку и Керею, доктрина национального единства, вопрос аренды земли Китаю.

Из политического негатива: идеи пожизненного президентства и лидера нации, установление прижизненного памятника Нурсултану Назарбаеву, судебные процессы по Мухтару Джакишеву, Евгению Жовтису, Рамазану Есергепову.

Журналист Александр Каминский “заступился” за правительство в связи с китайскими кредитами. Ведь никто из участников КИПРа не был в государственных закромах и не видел пирамид из золотых слитков и чемоданов, туго набитых долларами, вдруг все ЗВР страны – это акции американских компаний, которые уже ничего не стоят. Поэтому взять $13 млрд. у Китая вполне дальновидно, ибо в других местах кредитов уже не получить.

Айдархан Кусаинов по этому поводу заметил, что когда “КазМунайГаз” покупал румынскую нефтяную компанию, то выпустил своих обязательств на $2,5 млрд. и обменял их на доллары в Национальном фонде. В итоге, в ЗВР Казахстана как бы эти $2,5 млрд. и остались, но уже не в виде денег, а в форме обязательств “КМГ”. Так что вопрос о реальном наполнении ЗВР страны остается открытым.

В ходе заседания были озвучены следующие моменты. За 2009-ый год из Казахстана экспортировано нефти на $52 млрд. Почему это не отразилось на среднем уровне жизни населения? Среднедушевой доход китайского городского населения сравнялся со среднедушевым доходом населения Казахстана. Хотя еще в 2006 году казалось, что китайцам придется очень долго идти к этому показателю.

Эксперты согласились с тем, что в 2009 году значительно усилились позиции Тимура Кулибаева. “Усиление Тимура Кулибаева налицо, — согласился Мухтар Тайжан. – Но для меня главный вопрос: насколько он любит свой народ и есть ли у него совесть?”.

Журналист Ярослав Разумов обратил внимание, что “власти научились реагировать ситуативно, но нет никаких признаков успешного стратегического реагирования”. В прогнозах на 2010-ый год, эксперты Института политических решений надеются, что произойдет “движение в сторону интеллектуализации менеджмента”. Однако на чем основан такой оптимизм, осталось непонятным.

Арман Молдахметов, советник “PBN Company”, представил прогнозы на наступивший год. В реалиях страны то, что у нее сырьевая экономика и большая зависимость от волатильности мировых цен. Плюс коррупция, монополии, инфляция.

Оптимистический сценарий строится на цене нефти в $80 за баррель и росте цен на металлы. Тогда повышение доходов бюджета, укрепление тенге и рост процентных ставок. При таком варианте развития событий, ожидается приток ПИИ (прямые иностранные инвестиции) и импульс в росте обрабатывающей промышленности, оживление рынка недвижимости.

Пессимистический сценарий – это баррель нефти ниже $30 и падение цен на металлы. Отсюда — острый дефицит бюджета, дальнейшая резкая девальвация тенге, отток депозитов и банкротство нескольких банков, дальнейший рост безработицы и социальные последствия.

Базовый сценарий исходит из цены на нефть в интервале $60-70. Он предполагает рост инфляции, укрепление тенге и процентных ставок, увеличение государственных расходов (“Дорожная карта”, Азиада-2011, ФИИР и т. д.). Также будет происходить медленное восстановление банковской системы.

На заседании были озвучены и прогнозы от правительства, сделанные АФН и Минэкономики. По ним, в 2010 году будет рост ВВП на 1,5 – 2%, инфляция в коридоре 6-8%, курс в 150 тенге за $1. При этом в бюджете будут использованы средства пенсионных фондов на специальные программы, произойдет увеличение социальных выплат, появятся 130 тыс. новых рабочих мест.

Бурихан Нурмухамедов, директор Института национальных исследований, прогнозирует в 2010 году социальный кризис и внутриэлитные войны.

Шамиль Дауранов, советник Национального аналитического центра при правительстве и Нацбанке, полагает, что “хуже не будет”.

Ерлан Смайлов, как на критически важный момент для 2010 года, указал “скорость принятия целесообразных решений, контроль и ответственность. Без них будет сложно понять куда и пенсионные деньги потратили”.

***

© ZONAkz, 2010г. Перепечатка запрещена