“Из всех неприятностей произойдет именно та, ущерб от которой больше”.
Законы Мерфи
В нефтедобывающем Казахстане уже как-то смирились, что бензина или нет, или он дорогой, или плохой. Однако ситуация имеет однозначную тенденцию к ухудшению. Мелкие игроки в сегменте автозаправочных станций жалуются на невозможные условия работы и угрозу массового разорения, после чего рынок будет поделен между несколькими крупными компаниями.
“Наши убытки превышают наши доходы”, – заявил на пресс-конференции в Алматы Вячеслав Тукин, директор АЗС “Т-OIL GROUP”. Мелкие розничные торговцы (1-10 АЗС) поставлены в такие условия, когда получают бензин и дизельное топливо по цене, по которой доминирующие компании продают их автомобилистам “на стеле”. Однако представители малого бизнеса рады и таким поставкам по линии Министерства нефти и газа, распределяемым через акиматы, которых все равно не хватает на всех подающих заявки. Данные объемы уполномоченными чиновниками среди компаний распределяются избирательно.
В настоящее время цена сырой нефти на мировых рынках составляет порядка $700 за тонну. А если эту нефть переработать в дизельное топливо и продать в Казахстане, то тонна солярки будет стоить $660. На этом фоне три отечественных НПЗ стоят недогруженными, а поступающие с них нефтепродукты в первую очередь идут доминирующим на рынке компаниям. У мелких компаний нет возможности закупать ГСМ на какой-либо открытой топливно-сырьевой бирже, в России введен временный запрет на вывоз нефтепродуктов.
Министерством нефти и газа РК установлены предельные розничные цены: на Аи-92 не более 99 тенге за литр, Аи-80 не более 82 т/литр, дизельное топливо – не более 86 т/литр. На май 2011 года малый бизнес получает нефтепродукты для реализации на АЗС по оптовым ценам: Аи-92 – 92 т/литр, Аи-80 – 73 т/литр, ДТ – 83 т/литр. Для сравнения, у компаний, занимающих доминирующее положение на рынке нефтепродуктов, цены на АЗС следующие: Аи-92 от 91-95 т/литр, Аи-80 от 67-78 т/литр, ДТ от 77-78 т/литр. В таких условиях о равной конкуренции говорить не приходится.
Не имея достаточных объемов, АЗС мелких компаний работают 10-15 дней в календарном месяце. Их объемы продаж упали в среднем на 70%. “Финансовое положение компании сильно пошатнулось”, – подчеркнул Сергей Богданов, директор АЗС “SID NEFT”. Его фирма не получает объемов по линии Миннефти через акимат. Одну АЗС пришлось закрыть, часть персонала уволить.
Асет Утепов, компания “VR-Мунай”, отметил жесткие установки со стороны Агентства по защите конкуренции, которое угрожает административными мерами в случае превышения установленных розничных цен на горючее.
Мелкие торговцы ГСМ просят создать открытую прозрачную топливно-сырьевую биржу, где они могли бы приобретать необходимые объемы, а также предоставить им свободу в области ценообразования. До того, пока рынок не стали регулировать государственные органы, малый бизнес на АЗС стабильно выставлял более низкие цены, чем доминирующие компании.
“Мы не представляем, как встретим 1 июля 2011 года”, – акцентировал Вячеслав Тукин в свете скорого начала функционирования Таможенного союза.
***
© ZONAkz, 2011г. Перепечатка запрещена

