В “народном IPO” выиграют те, кто учтет все возможные риски

Государство долгое время пытается привлечь свободные средства населения на внутренний фондовый рынок. И сейчас все идет к тому, что данный проект, наконец-таки, получит свою путевку в жизнь. В 2012 году должна стартовать программа “Народное IPO”. На Казахстанскую фондовую биржу (KASE) выбрасываются акции крупных национальных компаний, входящих в мегахолдинг “Самрук-Казына”. Предполагается, что основными игроками на бирже будут рядовые граждане Казахстана. Как говорит заведующая отделом экономических исследований КИСИ при Президенте РК, кандидат экономических наук Анар Рахимжанова, к этому процессу с полной серьезностью должны подойти все: и государство, как регулятор, и компании-эмитенты, и сами инвесторы, кто, собственно, и будет приобретать эти акции.

***

— Вообще, процедура IPO подразумевает выпуск акций в широкое обращение. Прежде всего, это те инвесторы, которые уже работают на фондовом рынке, так называемые, институциональные инвесторы – пенсионные фонды. Потому что уже достаточно давно ощущается дефицит ценных бумаг, которые обеспечивают хорошую доходность. Тем более существуют ограничения для пенсионных фондов, потому что они могут приобретать только очень надежные бумаги. И это как раз таки влияет на их доходность. Потому что до сих пор не все фонды смогли преодолеть инфляцию, накопленную за тот период, который они существуют. А эта доходность должна обеспечить будущие пенсионные выплаты вкладчикам, а это 100% работающего населения страны.

— Какой будет процедура “народного IPO”, если учесть, что в Казахстане подобные акции уже проходили?

— Первый такой процесс – это частичная продажа акций (4,6%) АО “Казахтелеком” осенью 2006 года. Население тогда смогло стать акционерами национальной компании. Там процедура была такова, что тем, кто желал, нужно было оставлять заявки в отделениях “Казпочты” — оператора народного IPO. И уже по мере того, какая цена устанавливалась на фондовой бирже, по этой цене и продавались/покупались акции оператора связи. Процедура примерно была такой.

Ну, а сейчас Фонд национального благосостояния (ФНБ) “Самрук-Казына” привлекает зарубежных консультантов, которые обладают опытом проведения IPO, и они будут организовывать всю процедуру. Данная процедура достаточно распространенная в мировой практике. И в последние годы, если не считать 2009 год, очень активно средства привлекались именно через этот механизм.

Относительно предстоящего в следующем году IPO, конечно, граждане сами не будут приходить на биржу, и приобретать эти ценные бумаги. Все равно процесс будет идти через брокерские конторы, потому что они обладают необходимыми знаниями. Они могут предложить тот объем, который может купить каждый человек, исходя из тех средств, которыми он обладает, и предложить ему размещение именно в те или иные бумаги. Если будут предложены бумаги нескольких компаний, а предполагаются, что их будет, как минимум, 2-3 компании, то здесь они ему рассчитают доходность, перспективность, возвратность вложенных средств на какой-то конкретный период времени. И уже он сам должен принять решение в зависимости от того, когда он хочет получить доход. Потому что распределение дивидендов происходит ежегодно, это зависит от решения акционеров: либо полностью все заработанные средства будут распределены на акции, либо часть из них будут вложены в инвестиции в эту же компанию. И уже затем акционеры, те, кто приобретет эти акции в этом процессе, будут получать доход. То есть будут открыты счета, на которые будут перечисляться эти средства, и они уже будут распоряжаться ими по своему усмотрению.

— На Ваш взгляд, какие положительные моменты существуют в предстоящем “народном IPO”?

— Если говорить об инвесторах, то, прежде всего, это участие населения в экономике страны. Если люди приобретают акции, это значит, что они укрепляют свое благосостояние, и вкладывают те средства, которые накапливают в частном порядке, уже в инвестиции, в какие-то экономические, хозяйствующие субъекты.

Для государства преимущество состоит в том, что оно использует достаточно мощный источник именно внутренних инвестиций. То есть до сих пор в объеме инвестиций у нас преобладают инвестиции собственных средств и инвестиции иностранные. Инвестиции населения, то есть свободные средства граждан страны пока еще занимают достаточно мизерную долю, потому что до сих пор не так много людей владеет акциями, являются акционерами. И очень небольшая часть населения использует такой механизм, как паевые инвестиционные фонды.

Еще одно преимущество для населения, что они уже ощущают, что экономика работает на каждого гражданина, который, во-первых, способен, а, во-вторых, захотел вложить средства именно в акции. Надо понимать, что это достаточно рискованный инструмент: какую доходность покажет компания в долгосрочном, в среднесрочном периодах – это будут уже такие предполагаемые данные. Либо он захочет потратить их на потребление сейчас, либо это будут так называемые сбережения на будущее. И потом уже эти акции он может передавать по наследству. И таким образом, возможно, будет формироваться класс собственников, средний класс. И в итоге укрепляется именно то, что называется базисом экономики.

— Как Вы считаете, достаточно ли в стране средств населения и пенсионных фондов?

— По разным подсчетам, по крайней мере, до прошлого года – до 4 млрд долларов свободных средств. Это те доходы, которые каким-то образом не задекларированы, не легализованы, то есть речь идет о достаточно большой части самозанятого населения, которая зарабатывает деньги, но при этом они не учтены ни в пенсионных фондах в виде отчислений, ни каким-то другим образом. И как раз таки, если привлечь эти средства, то это достаточно большой объем инвестиций. И люди, вложив эти средства, они и далее будут зарабатывать, и увеличивать, таким образом, капитал свой собственный и капитал этих компаний. В пенсионных фондах – около 6 млрд долларов. В общем получается порядка 10 млрд долларов – вполне нормальная сумма.

— Где будет формироваться цена акций – внутри страны, на KASE или с учетом данных на международных биржевых площадках?

— Часть акций этих компаний уже листингованы на Лондонской фондовой бирже, потому что изначально они туда и выходили. И сейчас речь идет, чтобы развивать фондовый рынок внутри нашей страны. То есть то, что называется региональным финансовым центром. Это значит, что эти акции будут проходить именно через KASE. Соответственно и котировки будут определяться здесь. И естественно будут ориентироваться на ту стоимость акций, которая формируется на Лондонской бирже.

Но, прежде всего, это развитие местного фондового рынка. Так как смысл “народного IPO” именно в этом и состоит. И в том, чтобы стабилизировать этот рынок и предложить некоторое разнообразие ценных бумаг. Потому что до сих пор там, в основном торгуются государственные ценные бумаги.

— Какие проблемы могут возникнуть при реализации этого большого проекта?

— Основная трудность таких программ или акций в том, насколько доступна будет информация, насколько доступно она будет излагаться, и какие средства коммуникаций будут использоваться, чтобы донести эту информацию до заинтересованных лиц. Насколько она будет подробной и актуальной, то есть достоверной, объективной. Информационная кампания должна быть проработана до мелочей.

И второе, это именно сама процедура “народного IPO”. Для большинства населения работа на фондовом рынке – это абсолютно неизвестная процедура. Поэтому брокерские конторы, которые будут задействованы, также как и РФЦА, потому что уже обладает необходимой инфраструктурой, и в принципе занимается развитием финансовой грамотности населения – они должны будут проводить какие-то мероприятия, семинары, встречи с населением, чтобы разъяснить саму процедуру, и объяснить в чем будет ее сущность и перспективность. И уже потом каждый гражданин, исходя из тех источников информации, которые у него есть, будет принимать решение, приобретать эти акции или нет.

Сама компания-эмитент должна ощутить свою ответственность. Потому что вкладываются деньги и инвестор ожидает получить доходность. Есть целый штат специалистов, которые будут рассчитывать риски, так как для каждого гражданина это достаточно рискованное решение. Здесь возникает такой момент, который называется социальной ответственностью бизнеса. Те компании, которые будут привлекать средства, те брокерские компании, которые будут участвовать в этом процессе, заниматься торговлей на фондовом рынке, они должны ощущать, что это средства населения, и достаточно ограниченные для каждого гражданина в отдельности. В сумме, да, они представляют достаточно большой объем, но для каждого гражданина отдельно это его личные доходы, которыми он рискует.

— Вы говорите об участии брокерских компаний. А каков уровень профессионализма отечественных брокеров, и достаточно ли количество профессионалов для реализации всенародной акции?

— В принципе в Казахстане существует достаточное количество брокерских компаний, и они обладают необходимым опытом работы. Особенно те компании, которые имеют рейтинг на Казахстанской фондовой бирже, то есть уже обладают определенным профессионализмом. Другое дело, что они неизвестны в широких кругах. Потому что до сих пор население не было вовлечено в этот процесс. Я уже говорила, что одно из главных в этом процессе – это информация, каким образом она будет донесена до населения. Потому что брокерские компании начнут активно себя продвигать на рынок, чтобы именно к ним эти деньги пришли, а потом они уже будут их размещать. Но это будет зависеть от того, как они будут подавать информацию, какую оценку будет давать основной оператор этого IPO, и какое решение будут принимать консультанты. Они также с профессиональной точки зрения будут оценивать деятельность этих брокеров, и предлагать тех или иных брокеров, чтобы они участвовали в этом процессе. Это не значит, что все брокерские компании будут участвовать. Они тоже пройдут определенный отбор.

— Какие риски могут стоять отдельно для народа, как инвестора, для государства, как регулятора, для компаний, как эмитентов?

— Для населения. Необходимо учитывать, что компании, выходящие на внутренний рынок, являются экспортерами, и многое может зависеть от того, насколько будет колебаться мировая конъюнктура, цены на ту группу товаров, которые они поставляют на мировой рынок. И также от того, какова будет их политика долгосрочная, среднесрочная, с тем, чтобы они стабилизировали и диверсифицировали свою производственную деятельность и свои доходы. И это еще один стимул, чтобы они расширяли источники своих доходов с точки зрения заработка. Либо они будут просто продавать свою продукцию, либо будут ее перерабатывать, искать новые рынки сбыта. Это будет увеличивать их базу доходов, которые потом они будут распределять на акции.

Словом, риски в первую очередь связаны с тем, что компании – экспортеры. А внешний рынок он достаточно рискованный. Да, спрос будет постоянный, но он будет меняться по регионам. Если до сих пор основным импортером сырья были европейские страны и США, то сейчас вектор смещается в сторону азиатских стран. Это значит, что государство в целом будет стремиться развивать сотрудничество с азиатским регионом, и эти компании будут выходить на азиатский рынок, и там будет достаточно большой спрос на сырьевые товары. Это значит, что у них доходы будут обеспечены, как минимум, в среднесрочной перспективе.

Что касается эмитентов, они просто должны расширять базу своих доходов и укреплять ее. То есть это значит, что у них должны быть, во-первых, долгосрочная стратегия, а, во-вторых, осознанность решений, которые они будут принимать по поводу продажи своей продукции на тех или иных рынках. И насколько внимательно они будут отслеживать долгосрочные тенденции на мировом рынке, беря в расчет и какие-то кратковременные изменения. То есть все будет зависеть от их профессионализма.

И, наконец, относительно регулятора. Государство будет очень четко следить за тем, чтобы финансовая отчетность казахстанских “голубых фишек” была достаточно прозрачной и подотчетной. И за тем, чтобы те доходы, которые компании получают, они распределяли по мере того, как будет увеличиваться именно их доходность. Чтобы, в конечном итоге, дивиденды начислялись на их акции.

***

© ZONAkz, 2011г. Перепечатка запрещена