“Чтобы научиться бороться – в схватки нужно лезть”.
Гарун Агацарский
“Партия “Нур Отан”, несмотря на монопольную представленность в парламенте, правящей партией не является. Феномен партии власти”, — расставил акценты Андрей Чеботарев, директор Центра актуальных исследований “Альтернатива”. Политолог Досым Сатпаев, в качестве модератора на круглом столе “Политические партии и Парламент”, просил выступающих главный акцент делать на стратегических направлениях. В принципе, это получилось. Вот только стратегические перспективы у казахстанского парламентаризма и политических партий явно неблагоприятные.
Часть участников круглого стола начала “плачь” из-за того, что на мероприятие не пришли Ермухамет Ертысбаев и Ерлан Карин. В чем было усмотрено неуважение власти к альтернативным политическим силам. Досым Сатпаев на это заметил, что если для политических деятелей цель происходящего в присутствии уполномоченных функционеров от власти, тогда можно сворачивать работу и больше не собираться. Сам он стоит на тех позициях, где роль экспертного сообщества и оппозиционных политиков заключается в продуцировании альтернативных и оптимальных вариантов развития.
Герольд Амелунг, генеральный консул Германии в Алматы, в своем выступлении заметил, что на примере Китая часть экспертов утверждает, будто можно иметь политическую систему с одной партией и эффективно развивать экономику. “На мой взгляд, вряд ли в долгосрочной перспективе эта система будет успешной. В ней нет механизмов, которые позволяют быстро выявлять проблемы и угрозы”, — отметил он. В качестве примера г-н Амелунг привел ситуацию с сильным загрязнением окружающей среды в КНР, а массовые протесты населения пресекаются самой сутью однопартийной системы. Власти Китая настолько обеспокоены проблемой стабильности, что на этой почве даже отдельных художников начинают воспринимать как угрозу.
“Партийная система в Казахстане существует в лице полуторапартийной системы с доминированием партии власти “Нур Отан”. Несовершенной”, — дал определение Андрей Чеботарев. Но как раз в таком виде “партийная система представляет собой характеристику политического режима”. В разные периоды количество зарегистрированных партий доходило до 19. В настоящее время их 9 плюс партия “Алга!”, находящаяся из года в год в режиме перманентной регистрации.
Владимир Козлов, лидер партии “Алга!”, в своем выступлении акцентировал внимание на следующем: “Обществу для движения вперед нужно прежде всего отменить то “нуротановское новое”, что утащило нас “очень назад и в сторону” от обещанной демократии как института волеизъявления народа”. Главные фальсификации происходят в период подсчета голосов. Для гражданина невступление в партию означает автоматическую невозможность избраться в нижнюю палату парламента.
“Закат эры политических партий в Казахстане еще не наступил”, — считает Санжар Бокаев, заместитель председателя АГФ Народно-демократической партии “Нур Отан”. “Наше желание все время делиться по родоплеменному, региональному признаку делает проблематичной двухпартийную систему”, — подчеркнул он. Политолог считает, что чиновник за свой избранный срок разворует все, поскольку понимает угрозу для своей партии не быть избранной на следующий период. Почему-то он даже гипотетически не рассмотрел вариант, при котором победившая партия не ворует, а работает на благо избирателей. В общем, г-н Бокаев придерживается взгляда, по которому одна доминирующая партия для Казахстана логична.
“Нельзя сказать, что электорат волнуют очередные выборы. Волнуют растущие цены и тарифы”, — отметил Петр Своик, член президиума Общенациональной социал-демократической партии “Азат”. Он исходит из того, что для Казахстана в глобальном разделении ролей и функций “развивающееся состояние не транзитное, а состоявшееся”. “Безнадежно развивающаяся недоразвитость” — это что-то вроде рока для страны.
“Сверхмонополия альянса высшей госбюрократии с сырьевыми экспортерами и получающими внешнее фондирование банками с одной стороны и поставщиками готового импорта в страну с другой стороны. И это очень большая проблема нашей государственности, которая и сама оказалась подмятой ею”, — один из ключевых тезисов Петра Своика.
Журналист Сергей Дуванов выделил четыре критерия партийности. Они таковы: добровольное вступление; идеология; ориентация на захват власти; завоевание поддержки населения. “Экзамен на идеологию не проходит ни одна партия. Везде “компот”, — подчеркнул он. Амиржан Косанов, генеральный секретарь ОСДП “Азат” с этим утверждением не согласился и заявил, что у его партии четкая социал-демократическая идеология. В противном случае ОСДП “Азат” просто не приняли бы в ряды Социнтерна.
“Парламент – это отдел по голосованию в администрации президента”, — дал г-н Дуванов определение формально главному законодательному органу страны. “В истории Казахстана кроме РНПК (партия Акежана Кажегельдина) ни одна партия не предъявляла претензий на власть”, — считает он. “На самом деле местные политические партии по сути партии одного человека: есть лидер – есть партия, — акцентировал Сергей Дуванов. – Партийная система, о которой мы сегодня говорим, по сути иллюзорная”.
Йорук Исик, директор гражданской программы Казахстанского представительства “Национальный демократический институт международных отношений”, в своем выступлении обратил внимание, что Партия справедливости и развития, которая в Турции третий раз выигрывает выборы с огромным большинством, ведет себя так, как будто постоянно находится в режиме избирательной кампании. Все лидеры в руководстве этой партии имеют опыты работы в регионах.
“Классические партии настроены на приход к власти, а потом что-то делать”, — отметил Марат Мулкубаев, лидер Пиратской партии Казахстана. Его рецепт на сегодняшний день: двигаться от конкретных вещей, которые волнуют целевую аудиторию.
“Мы ушли вспять не только по сравнению с “девяностыми” годами, но даже с периодом СССР”, — считает Жасарал Куанышалин, общественный деятель. Тогда в парламенте был блок коммунистов и беспартийных, а теперь только члены “Нур Отан”.
“Есть социальный слой активных граждан, которым стыдно идти в “Нур Отан” и боязно в оппозицию. Для них мы и сделали действующую партию “Руханият” зеленой”, — объяснил ситуацию Серикжан Мамбеталин, председатель “Руханият”. “У нас власть берут не спрашивая избирателей, из-за чего очень боятся ее потерять”, — подчеркнул он.
Красной нитью через “круглый стол” прошла идея, которую сформулировал Досым Сатпаев: “Важно не количество партий, а демократические правила игры”.
***
© ZONAkz, 2011г. Перепечатка запрещена


