Можно ли в Казахстане избежать продовольственного стресса?

Астана. 13 сентября. КазТАГ – Елена Преображенская. Неутешительные прогнозы FAO (FoodandAgricultureOrganization — продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН) о состоянии мирового рынка продовольствия и предсказания мировых экспертов о ценовом стрессе на продукты питания для всего земного шара заставляют задуматься о том, как все это может отразиться на Казахстане. Являются ли наблюдаемые скачки цен на продукты в нашей стране предвестником того, что Казахстан не обойдет продовольственный стресс стороной? Сможет ли государство прокормить своих граждан?

Специалисты отмечают, что после неурожайного года вследствие засухи производство зерна в мире должно увеличиться. Однако, по оценкам FAO, прогнозируемого роста не будет достаточно, чтобы покрыть дополнительный спрос. “Запасы будут по-прежнему на низком уровне и цены останутся высокими и волатильными”, — указывается в отчете FAO, опубликованном 8 сентября.

Как складывается обстановка с ценами на продукты питания в Казахстане? Ни для кого не секрет, что у нас цены растут посезонно. Как правило, каждый год казахстанцы сталкиваются с ростом стоимости круп, растительного масла, то и дело меняются ценники на сахар, молочную продукцию. А окончание прошлого года, к примеру, “порадовало” всплеском цен на картофель. Алматинцы уже этой весной ощутили на себе резкий скачок цен на плодоовощную продукцию, как выяснилось впоследствии, из-за закрытой на время границы соседней республики Узбекистан – одной из основных поставщиков овощей и фруктов. Кстати говоря, ценовой шок в отношении фруктов жители юга страны испытывают перманентно — из-за закрытия границ либо с Узбекистаном, либо с Кыргызстаном. В настоящее время наблюдается рост цен и на продукцию животноводства, особенно это ощущают на себе жители юга страны. Говядина в целом по стране стала дороже на 39% по сравнению с 2010 годом, баранина на 33%.

К примеру, по данным АО “КазАгроМаркетинг” (КАМ), гречка в Казахстане в 2011 году по сравнению с прошлым годом выросла в цене в 2,5 раза. И причина тому остается неразгаданной загадкой, ведь Казахстан производит достаточно гречки, чтобы покрыть внутреннюю потребность в этом продукте. По словам главы комитета торговли министерства экономического развития и торговли (МЭРТ) Айдара Казыбаева, “большой процент негатива” наблюдался по гречневой крупе и в прошлом году.

Должно быть, свою роль в этой ценовой пляске мог сыграть и Таможенный союз.

“За счет того, что пошел спрос (в странах ТС – КазТАГ) цена выросла. Закупочная цена в России на гречку выше, чем в Казахстане. И нашим (товаропроизводителям – КазТАГ) тоже пришлось поднять цену, чтобы туда не уходила вся гречка”, — сказал в интервью КазТАГ и.о. директора департамента ценового мониторинга КАМ Абен Байтуков.

Еще одной причиной может служить предприимчивость российских предпринимателей, которые закупают гречиху в Казахстане, упаковывают ее в российскую обертку и завозят в нашу страну как российский продукт, в разы увеличив ее стоимость. И при этом мало кто догадывается о казахстанском содержании продукта. Не исключено, что такую же процедуру могут проделывать и с любой другой крупой.

Однако как заверил нас председатель комитета торговли МЭРТ РК А. Казыбаев, вследствие того, что Россия и Казахстан в этом году посеяли достаточно гречихи, сдерживать цену на нее в скором времени будет проще.

Если обратиться к статистике, цены на продтовары в августе 2011 года по сравнению с августом прошлого года выросли на 12,8%. В частности, крупы подорожали в 2,2 раза. По данным статагентства РК, вклад в инфляцию за январь-август 2011 года продовольственных товаров составил 3,148%, при том, что общий вклад в инфляцию всех товаров и услуг в указанный период составил 5,87%. Основной прирост, как видим, случился за счет продтоваров.

Рост цен можно наблюдать, как уже говорилось, почти по всему перечню продтоваров. Казахстан все еще зависит от поставок овощей, фруктов и зелени из соседних стран. Выращенных на родных полях овощей и фруктов, как правило, весной на прилавках не сыскать. Но зато в любой сезон можно купить яблоки, груши из Китая или Польши. Вкус отечественных “витаминов” можно вдоволь испробовать осенью, когда идет сбор урожая и цены идут вниз от обилия предложения на рынке.

“У нас в Астане цены так: нет завоза овощей или фруктов, цены выросли моментально, а много завезли, — цены резко падают. Вот эта зависимость от завоза ощущается особенно зимой. Летом смотришь, цена на помидоры, например, то вверх взлетает, то падает. Вот, к примеру, я никогда не видел, чтобы в “Евразии” (торговый центр – КазТАГ) в Астане капуста продавалась по 15 тенге. Вчера (6 сентября — КазТАГ) мониторил по рынкам, 15 тенге капуста в “Евразии”. Продавцы наценку торговую понизили, потому что завоза много. Завтра допустим, если завоз уменьшен будет, эта же самая капуста, уже будет стоить 30 тенге”, — отметил представитель КАМ А. Байтуков.

Подобная зависимость ощущается не только в Астане, такое можно наблюдать по всему Казахстану. Очевидность сезонных скачков цен, зависимость от стабильного поступления объемов плодоовощной продукции в определенные сезоны и необходимость решения этих проблем чиновники не отрицают.

Одним из таких решений, по мнению А. Казыбаева, может послужить расширение рынка “Барыс 2” на границе с Кыргызстаном.

“Цель такова, чтобы крупный плодоовощной рынок был не на территории Кыргызстана, как сейчас на рынке “Дордой”, а именно на нашей территории…У нас всегда проблема роста цен на плодоовощную продукцию и каждый регион пытается сам решать эту проблему, выходить на какие-то страны. Мы хотели бы, чтобы у нас на карте Казахстана была точка, о которой все регионы и все поставщики знали, что это крупнейший в Центральной Азии плодоовощной оптово-розничный рынок”, — пояснил он в интервью КазТАГ.

Продукция на этот рынок будет идти, в первую очередь, с южных полей страны и с территории Кыргызстана. “Барыс 2”, по словам председателя комитета торговли, оснащен холодильными установками и камерами хранения, что позволит обеспечивать предложение продукции практически круглый год.

“У нас как бывает: если с Кыргызстаном или с Узбекистаном границы закрываются, то сразу у нас начинаются скачки цен. И в связи с этим, рынок “Барыс 2” мог бы быть подушкой безопасности”, — считает А. Козыбаев.

Проект в настоящее время прорабатывается в части вопросов прохождения продукции через границу. Трасса Кордай, на которой находится рынок, обещающий в будущем стать стабильным поставщиком плодов и овощей на рынки Казахстана, перегружена автомобилями, следующими в направлении Алматы – Бишкек. Скорее всего, создание в этой точке “овоще-фруктового рая” сможет усложнить переходы и создать заторы на границе. Возможно, будут открыты дополнительные пропускные пункты. Целесообразность этого проекта сейчас прорабатывается.

В министерстве сельского хозяйства (МСХ) причины сезонных колебаний цен на плодоовощную продукцию объясняют недостатком оснащенной инфраструктуры, как то: нехваткой теплиц, овощехранилищ, непригодностью отечественной продукции к длительному хранению. Помимо этого, проблема также в том, что основной объем плодоовощной продукции сосредоточен в личных подсобных хозяйствах, где уследить и ориентировать на создание в первую очередь качественной продукции, по словам специалистов МСХ, очень сложно.

В интервью КазТАГ директор департамента по развитию перерабатывающей промышленности и агропродовольственных рынков Айна Кусаинова разъяснила, что для решения этой проблемы реализуется программа по созданию сельских потребительских кооперативов и сервисных заготовительных центров.

“Их задача – это именно развитие системы кооперации мелких товаропроизводителей. У нас, в целом, существует проблема с логистикой сбыта продукции, а если речь вести о плодоовощной, — это совсем большая проблема. Есть на юге, но нет на севере. А одному или двум-трем фермерам возить ее самостоятельно очень накладно, во-первых. Во-вторых, рынок у нас практически монополизирован определенными действующими игроками. Для того чтобы эту проблему решить, создаются кооперативы из числа крестьян, Они должны самостоятельно становиться игроками на рынке и реализовывать свою продукцию”, — сказала А. Кусаинова.

Кроме этого, по ее информации, в рамках комплекса мер по регулированию продовольственного рынка с применением рыночных механизмов прорабатывается вопрос по снижению на 100% НДС для производителей плодоовощной продукции, а именно для крестьянских и фермерских хозяйств.

“Логика такова: они самостоятельно становятся на учет по оплате НДС, но НДС они не платят, потому что ему (крестьянину – КазТАГ) на 100% снизится НДС благодаря той норме, которую мы хотим ввести. Что это означает? Они будут наиболее привлекательными поставщиками для наших крупных субъектов бизнеса, для овощехранилищ, для того же МЕТРО, “Астыкжан”, “Гросса” и других ритейлеров”, — пояснила директор департамента.

На данный момент, по данным МСХ, отечественные товаропроизводители занимают около 20% в общем объеме структуры продаж плодоовощной продукции. Дело в том, что названные или любые другие крупные торговые сети не могут приобретать продукцию у казахстанских фермеров, потому что последние не являются плательщиками НДС.

По мнению А. Кусаиновой, если устранить эту проблему, казахстанские производители смогут беспрепятственно поставлять свои овощи и фрукты на прилавки крупных торговых центров, понизив тем самым цену на продукцию, к примеру, в Астане на 10%.

“Эта мера может привести к организованной системе торговли и стабилизировать уровень цен, и не было бы ажиотажных и хаотичных поставок”, — убеждена глава департамента.

Помимо этого, в рамках программы, реализуемой компанией “КазАгро”, приоритетным направлением является строительство овощехранилищ и теплиц. До всех акиматов областей доведены необходимые лимиты по их строительству. В МСХ надеются, что по итогам реализации программы удастся стабилизировать цены и не зависеть от поставок из стран ближнего зарубежья.

Такова ситуация на плодовоовощном рынке в нашей стране. Какова же картина с общим производством продовольствия? По оценкам разных экспертов, продовольственная независимость страны считается необеспеченной, если годовое производство жизненно важных продуктов питания в государстве составляет менее 80% годовой потребности населения. По данным МСХ РК, на сегодня отечественное производство составляет 67%, 33% — это импорт. Именно настолько Казахстан поставлен в зависимость от других стран в продовольствии.

А рубежа в 80% в собственном производстве продтоваров для внутреннего потребления планируется достичь к 2014 году.

“Если говорить в целом по продовольственной безопасности, по каждой товарной группе, мы себя обеспечиваем полностью (сырьем – КазТАГ) за исключением четырех позиций: сахар, растительное масло, плодовые и мясо птицы. По трем из четырех мы себя обеспечить сможем в перспективе, сможем и нарастить объемы производства, за исключением сахара. У нас не хватает природного ресурса для выращивания сахарной свеклы в потребляемом объеме, поэтому мы все равно будем завозить сахарный тростник и будем его перерабатывать”, — пояснила А. Кусаинова.

Что касается продуктов глубокой переработки, ситуация обстоит сложнее. Есть позиции продтоваров, по которым доля импорта во внутреннем потреблении составляет 40-50%. Имеется достаточно значительный объем импорта молочной продукции. До 44% — объем импорта маргарина, доля импорта по крупам составляет 12%.

“Нельзя сказать, что 30% импорта и нам нужно срочно вытеснить его своей продукцией. Есть вкусовые предпочтения. В указанных 30% сидит также та продукция, которая не производится, например, мы завозим пальмовое масло, необходимое для производства маргарина. 30% — это не так страшно. Тем более, что по товарам у нас не так много позиций, по которым мы реально зависим от внешнего рынка”, — считает глава департамента.

В вопросе о том, как можно бороться с растущими ценами и что предпринимается для того, чтобы простые казахстанцы перестали наблюдать ценовые колебания с завидным постоянством на рынках и в магазинах, представители МСХ и МЭРТ выразили единую позицию. По их мнению, необходимо устранить цепочку посредников при доставке товаров от производителя до прилавка.

“У нас проблема в том, что выгоду от высоких цен имеют только посредники, а не сами производители… Все что надо, мы произвели. Мы не виноваты в том, что у наших крестьян перекупают и вот так вот с наценками продают”, — сетует представитель МСХ А. Кусаинова.

В этом плане решением правительства сейчас создаются региональные стабилизационные фонды во всех 16-ти регионах Казахстана, которые посредством социально-предпринимательских корпораций (СПК) будут закупать в фонд необходимые социально значимые товары. В случае роста цен из стабилизационного фонда будет произведен вброс товаров (по утвержденному правительством ценовому порогу) на рынки. В результате увеличения предложения, цены, по мнению представителей госорганов Казахстана, должны пойти вниз. Таким образом, планируется устранить впоследствии ненужную цепочку посредников, играющих заметную роль в повышении цен, и регулировать цены посредством рыночных механизмов.

“Учитывая, что всем акимам было поручено сделать запасы в стабфонды, я думаю, ситуации как с картофелем в прошлом году не будет. Всплеск инфляции, который мы наблюдали в конце прошлого и в начале этого года, к примеру, из-за картофеля, в этом году не повторится и цен, таких как 150-200 тенге за килограмм картофеля, в этом году не будет. И не только на этот товар”, — пообещал глава комитета торговли МЭРТ А. Козыбаев.

Между тем экс-председатель национальной экономической палаты “Атамекен”, ныне глава демократической партии “Акжол” Азат Перуашев, причины роста цен видит в общемировой тенденции.

“Сегодня мировой кризис трансформируется в определенные рецессии, что мы видим на мировых рынках, в том числе и продовольственный кризис. То, что наблюдается голод в Северной Африке – это одно из проявлений. Потребление выросло по продовольствию по всему миру, народонаселение растет, и продовольственный кризис будет ощущаться. И мы поэтому должны учитывать, что Казахстану необходимо принимать свои меры по стимулированию сельскохозяйственного производства и сельхозпереработки”, — сказал он КазТАГ.

А. Перуашев полагает необходимым отменить все ограничения по применению льготного налогообложения в сельском хозяйстве и АПК страны. Выборочное применение льготной ставки НДС лишь по отдельным секторам и продуктам сельхозпереработки (ст. 267 НК РК), по его мнению, выступает барьером на пути углубления переработки сельхозпродукции, привлечения в село новых технологий и обеспечения продовольственной безопасности нации.

Мнение же рядовых казахстанцев относительно обещаний правительства по сдерживанию цен на продовольствие, а равное исключения ситуации ценовых колебаний на основные виды продтоваров, пессимистичны. Как правило, причиной этому они считают вхождение страны в Таможенный союз и, как следствие, выравнивание цен с Россией.

Ситуация может быть такой же как и с ГСМ, говорят соотечественники. Страна, являющаяся серьезным игроком на мировом рынке нефти, по какой-то причине не может обеспечить своих граждан необходимым количеством горючего. Цены на него растут по аналогии с российскими и несоизмеримы с доходами казахстанцев, а некоторых видов топлива в продаже практически нет. И никто не даст гарантии, что наша продовольственная продукция не будет уходить за кордон в рамках того же Таможенного союза… Поскольку цена на продовольствие там выше и продать его там куда выгоднее. Что и происходит сейчас с крупами.

Тем не менее, итог предпринимаемых властью мер станет виден не завтра. Пока же не верящие своему правительству граждане создают свои стабилизационные фонды на зиму. На прошедших в Астане 8 и 9 сентября ярмарках то и дело мелькали сограждане, мешками скупающие картофель, лук, капусту…

“Завтра таких цен точно не будет”, — с уверенностью сказал один из жителей нашей столицы, закупавший продукцию на ярмарке 9 сентября.

Он был прав. Не стало ярмарки, не стало и дешевых овощей.