Слухи о бездеятельности правительства преувеличены

На рубеже “нулевых” и “десятых” годов Казахстан мог запросто повторить свою экономическую историю начала 90-ых гг. прошлого века

Кариму Масимову, как главе правительства, по должности нельзя озвучивать вещи вроде “все погибло! мы все умрем…”. А вот похвастаться реальными или мнимыми успехами не считается дурным тоном. Пока премьер-министр старается избегать крайностей и держится ближе к середине от двух захватывающих водоворотов. Может честно предупредить о грядущем затягивании поясов, может отчитаться о “гигантской работе” по обеспечению продовольственной безопасности. Оценивать имеющиеся факты можно по-разному, но чего-чего, а обвинений в бездеятельности кабинет министров во главе с господином Масимовым явно не заслужил.

В политической системе Казахстана не предусмотрено позиции, которую политологи называют “серебряная медаль”. То есть у нас есть “золотая медаль” Елбасы Нурсултана Назарбаева и сразу после нее полдесятка “малых бронзовых медалей”, одна из которых положена премьер-министру. С января 2007 года на премьерском посту Карим Масимов. Тот факт, что Президент его рекордно долго не меняет, хотя глава кабинета министров остается штатным VIP-громоотводом на случай неважного положения дел, сам по себе говорит о многом.

На своем выступлении 20-го сентября перед партийной фракцией “Нур Отан” в Парламенте (а это все парламентарии минус Гани Касымов как представитель Партии патриотов) господин Масимов отчитался о проделанной работе. В политической тусовке республики принято примерять на место главы правительства те или иные фигуры. Часто о таких кандидатах можно услышать: “толковый менеджер, может дать большую отдачу, только в благоприятных условиях”. Вот только фундаментальная загвоздка в том и заключается, что “благоприятных условий” в реальной политике не бывает. А действующий премьер-министр и в предлагаемых обстоятельствах кое-что может.

“Народная платформа “Нур Отан” разрабатывалась в период экономического роста. А в кураже положено быть амбициозными. Заслуга Карима Масимова в том, что и в условиях социально-экономического кризиса многие из намеченных рубежей были взяты. Средний размер пенсий, например, по сравнению с 2007 годом вырос в 2,6 раза и достиг 27665 тенге. Разумеется, в ответ можно показать уровень инфляции, который по мнению многих экспертов значительно превосходит цифры, публикуемые Госкомстатом. Но правительство хотя бы подняло зарплаты педагогам, медикам, государственным служащим (в какой год на 25%, в какой на 30%). Если мы взглянем на Грецию, Португалию, Испанию, Ирландию и ряд государств Евросоюза не входящих в зону евро – Венгрия, Румыния – то там замораживание заработной платы в государственном и негосударственном секторе сопровождается ростом инфляции.

Можно утверждать, что строительство школ, закупка дорогого медицинского оборудования, увеличение государственных ассигнований на науку в Казахстане в период мировой экономической рецессии осуществляется благодаря нефтяным доходам. Но не стоит забывать, что большинство крупных нефтяных контрактов республики с международными сырьевыми гигантами заключены в начале 90-ых годов на невыгодных для государства условиях, а потому положительный фактор нефтедолларов для деятельности правительства имеет ограниченный ресурс. Что касается господина Масимова, то под его непосредственным контролем была проведена работа, благодаря которой вызывающие массу нареканий СРП (соглашения о разделе продукции) с 2009 года прекратили свое существование как вид. Остались действовать только те СРП, которые были заключены в прошлые годы. Но пересмотр ранее заключенных контрактов – это уже выше компетенции кабинета министров и его руководителя.

Эксперты не исключали ситуации, что в результате проблем, накопившихся в банковской сфере Республики Казахстан накануне острой фазы мирового финансового кризиса (с последующим закрытием внешних рынков кредитования) страна повторит реалии первой половины 90-ых гг. Для Казахстана 2008-2009-ый годы не прошли безболезненно, однако минимизация потенциальных негативных тенденций налицо. Активы Национального фонда выросли с $14,7 млрд. в январе 2007 года до $40,3 млрд. в августе 2011 года, хотя только на дополнительную капитализацию “БТА банка”, “Народного банка”, “Казкоммерцбанка” и “Альянс банка” потребовалось 486 млрд. тенге (в обмен на государственное участие в них). Пойти на такой шаг пришлось по принципу меньшего зла, поскольку паралич системообразующих банков второго уровня грозил катастрофой не только финансовой системе, но и всей экономике страны.

За последние годы усилена налоговая нагрузка на сырьевой сектор (в нефтяном блоке она увеличилась на 30%). Введены новые специальные платежи недропользователей – налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), рентный налог на экспорт сырой нефти и налог на сверхприбыль. Одновременно с этим снижены размеры ставок основных налогов для всех юридических лиц – корпоративного подоходного налога с 30% до 20% и налога на добавленную стоимость с 13% до 12%. Для предпринимателей эффект от такого снижения за 2009 – 2010 годы составил около 800 млрд. тенге свободных денежных средств. Внешним маркером правильности осуществленных действий стало то, что в рейтинге из 183 стран по легкости ведения бизнеса “Doing Business” Всемирного банка по показателю “Налогообложение” в 2010 году Казахстан занял 39 место и 1 место среди стран СНГ. В итоге если государство с такой серьезной экономикой как Украина потеряло в своем ВВП, то Казахстан его нарастил даже в таких неблагоприятных условиях.

Цифры ВВП для рядовых граждан – это все-таки большей частью абстракция, тем более что личная микроэкономика может находиться в противоходе с общей макроэкономикой страны. Однако тот факт, что продвигаемая правительством “Дорожная карта” создала приличное количество рабочих мест, опровергать бессмысленно. К тому же это не была просто занятость населения любой ценой. Строились новые дороги и ремонтировались старые, проводились водопроводы, возводились здания. Когда для защиты участников долевого строительства направили 440 млрд. тенге и ввели в эксплуатацию 389 объектов, тем самым была решена проблема 53 тыс. дольщиков и фактически обезврежена социальная мина.

Мнение Карима Масимова о том, что “старт в 2010 году Государственной программы форсированного индустриально — инновационного развития был успешным” пусть останется на его совести, но он в обоснование своего заявления привел определенные цифры. К концу первого полугодия 2011 года уже введено в эксплуатацию 227 проектов на сумму 914 млрд. тенге, создано 29 тыс. постоянных рабочих мест, произведено продукции на сумму более 100 млрд. тенге. А такие инфраструктурные проекты, как автодорога “Западная Европа – Западный Китай”, железнодорожные лини “Жетыген – Коргас”, “Узень – государственная граница с Туркменистаном”, газопровод “Бейнеу – Бозой – Акбулак”, СЭЗ “Морпорт Актау”, создание СЭЗ “Хоргос – Восточные ворота” можно увидеть и потрогать.

С чем пока еще трудно согласиться в информации от премьер-министра, так это насчет успехов в системе образования. Здесь плачь родителей (школьникам по определению положено страдать в период между каникулами) и НПО явно перекрывает рапорты об успехах. С другой стороны, нужно себе правильно представлять работу премьера. Он как государственный человек по своим функциональным обязанностям должен строить школы, улучшать их материально-техническое обеспечение, поднимать зарплаты учителям. Его дело выделять деньги на обеспечение учебного процесса книгами и техническими средствами обучения, и он ресурсы однозначно изыскивает. Качество всего этого и методики преподавания, атмосфера в школах (включая криминогенную) – это все-таки компетенция “отраслевиков”.

В заключение хочется отметить, что пусть ругать правительство за неэффективность и недостаточное рвение является естественным состоянием для обывателей и экспертных кругов, но определенное чувство меры все-таки нужно соблюдать. Тем более, когда кабинету Масимова приходится отвечать и за те вещи, к которым он по справедливости имеет отдаленное отношение. Да и новые тесты на устойчивость, по всем приметам, будут весьма суровые.

***

© ZONAkz, 2011г. Перепечатка запрещена