Сенатор Гани Касымов требует отставки главы Национального банка РК Григория Марченко

Неделю назад в зале пленарного заседания сената в очередной раз пары в адрес председателя Нацбанка РК Григория Марченко выпустил депутат Гани Касымов. Повод тот же – главный банкир страны игнорирует орган, давший ему добро на эту стезю, даже при обсуждении самого денежного вопроса – бюджета страны. В завершение своего спича Гани Касымов предложил коллегам отправить Марченко в отставку.

За ответным словом, правда, за пределами стен парламента, председатель Нацбанка в карман не полез.

“Он меня все время увольняет, потом в Алматы, когда встречаемся, кидается мне на шею и говорит: “Да мне твои ответы не нужны, главное, чтобы по телевизору показали”. Если у него нет других способов поднять свои рейтинги, ну, пусть. Чем бы ни тешилось…”, — цитирует Григория Александровича одно казахстанское издание.

Заочный словесный поединок двух знаковых фигур казахстанского политического истеблишмента нашел свое продолжение вчера после очередного пленарного заседания сената. Гани Касымов начал с того, что вспомнил последнюю девальвацию тенге. Как известно, 4 февраля 2009 года Национальный банк РК девальвировал тенге на 25 % по отношению к доллару США. Хотя накануне тогдашний министр экономики Бахыт Султанов заявлял, что снижение курса тенге по отношению к доллару в 2009 году не превысит 10%.

— Все, ударили по башке многомиллионных вкладчиков.

Я тогда поставил вопрос, чтобы он (Марченко – ред.) дал объяснение, почему он провел девальвацию ночью. В то время, когда у нас был выбор. Тот выбор, который нам показала Россия. Путин на всю страну объявил, что будет девальвация рубля. Но мы, сказал он, даем полгода до девальвации. И каждый вкладчик, каждый гражданин России имел право за это время забрать свои деньги из банка, вложить их в ценные бумаги, купить квартиру и т.д. То есть Путин дал им такое право.

Но мы не знали, что у нас есть такие возможности. А г-н Марченко, не объясняя никому ничего, в одну ночь провел девальвацию.

Многие граждане возмущались, писали письма, обращались, спрашивали: а кто компенсирует это дело? Поэтому Марченко не появляется в парламенте. Он ни разу за три года, пока находится на этом посту, не появляется. Мы спрашиваем, почему его нет, когда мы говорим о бюджете страны, о курсе Национальной валюты.

Но мы до этого дали согласие на его назначение председателем Национального банка. Сенат утвердил его. После этого глава государства выпустил Указ о его назначении. Так что он (Марченко – ред.) перед сенатом ответственный.

Я не на простом месте поднял этот вопрос, меня личные его дела не интересуют. Он должностное лицо, он должен прийти и сказать, ответить за то, что он сделал. А главное – ответить на будущие вопросы. Завтра начинается кризис, весь мир об этом знает, а мы ничего не знаем. Он (Марченко – ред.) опять шарахнет.

Люди, многие из них пенсионеры, вкладывают в банки даже “гробовые” деньги. А он объяснил там, на Западе, и ему удобным журналистам, которых собирает один раз, и оттуда выпуливает. Он думает, что народ молчит — значит, одобряет.

И еще. Девальвация была проведена в пользу наших экспортеров.

А у нас сколько экспортеров, нефтяных-то? Почему в пользу их проводится девальвация, а не в пользу собственного народа?

Я об этом хочу его спросить. А он боится этих вопросов, поэтому не появляется. Когда мы бюджет обсуждаем, его нет. Он в зарубежной поездке. Он, наверное, выпрашивает себе зарубежные поездки, когда заседание в парламенте идет. Он должен быть здесь и отвечать перед собственным народом. Народ представляет парламент, как бы кто ни критиковал, как бы вы (журналисты – ред.) нас ни чехвостили.

Поэтому я поставил вопрос об отзыве Марченко. Мы дали согласие на его назначение, надо это согласие отозвать. Что алогичного в этом есть?

А вы (журналисты – ред.) берете другую ситуацию. Вроде кто-то кому-то на шею вешается. Это его проблемы.

Но пусть он отчитается за ту девальвацию и надвигающуюся. Пусть подробно расскажет, какие должны быть компенсационные меры. Надо восстановить людям потерянное. У нас такие возможности есть. Почему никто об этом не говорит? Это один вопрос.

Второй вопрос. При тех условиях, которые сейчас есть, какая должна быть компенсация? Что, опять мы будем по карманам людей бить? Что будет с тенге – нашей национальной валютой? Никто ничего не знает. Через какие-то там косвенные признаки мы должны что-то улавливать, питаться слухами. Это неправильно.

Сейчас должен быт такой председатель Национального банка, который будет отстаивать национальную валюту, макроэкономическую ситуацию по возможности держать так, чтобы это не било по социальному блоку, по пенсиям, заработной плате и т.д.

Поэтому повторяю: я сожалею, что я проголосовал за его назначение, имея в виду, что он профессионал. Но сейчас, если появится такая ситуация, за него голос никогда не дам, — сказал Гани Касымов.

В своем выступлении на открытии нынешней сессии парламента, Президент Казахстана в очередной раз напомнил о возможном финансовом кризисе в мире. По мнению главы Банка Англии Мервина Кинг, мировой экономике угрожает кризис, который может оказаться самым тяжелым в истории и превзойти по своим масштабам Великую депрессию 30-х годов XX века, а возможно, и за всю историю.

Но прогнозы председателя казахстанского Национального банка оптимистичные. В недавнем интервью одному изданию Григорий Марченко заявил, что в Казахстане возникновение новой волны кризиса маловероятно. В то же время, при отдельных ситуациях полностью исключить такую возможность нельзя. По его словам, девальвация нашей национальной валюте не грозит. Тенге останется стабильным до тех пор, пока цены на казахстанские экспортные товары – металлы, нефть и зерно – будут относительно высокими.

***

© ZONAkz, 2011г. Перепечатка запрещена