Казахстанская разведка: национальные интересы и региональные приоритеты

Алматы. 15 ноября. КазТАГ – Расул Рысмамбетов. Недавно глава государства провел совет безопасности Казахстана, где поставил задачи по стратегическому плану обеспечения национальной безопасности и развитию казахстанских разведывательных структур. Несмотря на последние события в стране, спецслужбы, включая разведку, на фоне других силовых ведомств Казахстана являются наиболее эффективными госструктурами.

Эта точка зрения написана для того, чтобы внести предложения с гражданской точки зрения по работе разведывательных служб, включая “Сырбар” и подразделения главного разведуправления минобороны – основных структур, собирающих информацию за пределами Казахстана.

Агенты – сокровище для государства

“Все пять разрядов шпионов работают и нельзя знать их путей. Это называется непостижимой тайной. Они — сокровище для государства”, — писал классик военной мысли Сунь-цзы.

В нашем случае гражданам необязательно знать, как работают разведструктуры, но мы можем видеть их работу по ленте новостей. Проблемы наших разведчиков весьма земные: падение общего уровня патриотизма, низкий образовательный уровень, коррумпированность. Как стало известно из надежныхисточников, после создания отдельной службы внешней разведки “Сырбар” ее бюджет еще долгое время не получал одобрения парламента. Более того, проблемы с финансированием были, есть и у других подобных структур.

Вместе с этим у кого-то могут возникнуть сомнения по поводу необходимости существования разведструктур. Наши два соседа – Россия и Китай — итак регулярно снабжают нас информацией о недружелюбных устремлениях Запада в отношении центральноазиатского региона. Соседи предупреждают о возможном ливийском сценарии и превращении Казахстана в сырьевой придаток мирового империализма.

В свою очередь американцы и европейцы не устают пугать наших политиков имперскими устремлениями России, хищническим расхищении недр Китаем, рисуют нам будущее прозябание вне “свободного мира” на задворках тоталитарных режимов.

Логично, что нашим политикам иногда должно быть интересно знать объективное и оперативное мнение своих разведчиков. Положа одну руку на сердце, а другую на данные разведслужб, трудно припомнить случаи, когда наши политики следовали чьим-либо советам, не говоря уже о спецслужбах.

Тем не менее, наличие собственной и независимой разведывательной структуры является не только атрибутом, но и приоритетом независимого государства.

Для того чтобы удерживать многовекторный баланс нужно знать все и обо всех. Хорошо, когда ты сильное государство: надо просто знать, где находится нефть, золото и пресная вода. Ты идешь и берешь то, что тебе причитается по праву сильного, а когда ты маленький и слабый то, тогда приходится говорить о том, что хотят слышать другие.

Синдром Кассандры

В истории Древней Греции есть мифический персонаж Кассандры, предсказательницы, чьи пророчества сбывались всегда, но она была обречена на всеобщее недоверие.

По этой аналогии проблемой разведки более важной, чем бюджет является реализация информации, которой наши разведструктуры снабжают политическое руководство страны. Информационная сокровищница нашей разведки всегда открыта для высших чиновников, но они крайне редко бросают свои взоры на бриллианты аналитических обзоров, которые пишут люди зачастую более профессиональные, чем некоторые наши министры. Отметим, что такое невнимание существует, несмотря на то, что многие казахстанские чиновники и бизнесмены добились карьерных высот благодаря учебе в закрытых учебных заведениях, или тесному сотрудничеству с нужными ведомствами.

Теперь вернемся непосредственно к поднятой теме. Нам видится три причины подобной ситуации. Разведка, как и многие подобные органы, стала заложником внутриполитических интриг, что заметно влияет на эффективность реализации поручений руководства страны.

Второй причиной является расплывчатость приоритетов и излишнее политическое вмешательство в дела разведывательных служб. При невнятных приоритетах развития страны задачи для спецслужб также размываются, мельчают и часто бывают суетливой реакцией на внезапные события.

Третья причина — это общая тенденция, которая наносит ущерб всему правоохранительному аппарату страны. Это проникновение криминального элемента в госструктуры практически на всех уровнях власти. Ведь такой чиновник изначально настроен против спецслужб и заинтересован в коррумпированности правоохранительных структур.

В силу перечисленных факторов можно сделать вывод, что правоохранительная функция спецслужб в целом и, разведки в частности, пугает коррумпированный госаппарат, и поэтому выгодно держать службы на голодном пайке или нивелировать их работучерез назначение непрофессионалов, которые максимально могут парализовать их деятельность.

Очевидно, что любое усиление спецслужб и разведки неминуемо приведет к активному участию этих ведомств в политических играх. И не в роли вспомогательного элемента, а как самостоятельной политической силы. Поэтому в нынешних условиях усиление специальных структур невозможно в силу активного противодействия со стороны коррумпированной части госструктур.

По примеру великих

Однако есть направление деятельности разведслужб, которое не ущемляет финансовых интересов наших властных группировок. Это продвижение экономических интересов Казахстана за рубежом.

В начале второй мировой войны США поняли, что не владеют информационной ситуацией в мире и тогда герою первой мировой войны Уильяму Доновану предложили создать управление стратегических служб (УСС) для сбора сведений по событиям и тенденциям в мире. На тот момент США только оправлялись от великой депрессии и не были сверхдержавой, а государством в медвежьем углу – Северной Америке.

В назначении Донована сыграли большую роль глава морской разведки Великобритании сэр Джон Годфри и его адъютант Ян Флеминг в дальнейшем известный автор книг о британской разведке.

Сразу после назначения Донован оказался в сложной ситуации активного противодействия главы ФБР Эдгара Гувера и шефа военной разведки генерала Шермана Майлса на фоне недостаточного бюджета и серьезных поставленных задач по глобальному доминированию.

В этой ситуации Донаван как известный юрист призвал на помощь свои знакомых в частных корпорациях США. Этим он открыл дорогу в службу гражданской разведки преподавателям лучших университетов, коммерсантам, журналистам и кадровым военным.

Ряду компаний Донован предложил финансировать работу разведки в странах их коммерческих интересов. Именно поэтому крупнейшие корпорации США и самые богатые граждане Америки с удовольствием не только профинансировали УСС, но и выделили свои собственные кадры.

Среди корпораций, которые финансировали предшественника ЦРУ, были не только гиганты масштаба Standard Oil, Goldman Sachs и Mellon, но и совсем далекие от войны и политики на тот момент, как Paramount Pictures.

Как видно из неполного списка спонсоров разведки США, среди них не было альтруистов и все свои действия они совершали исходя из будущих прибылей. Частные компании выделяли для УСС средства, которые не могло себе позволить правительство, а также прикомандировывали в управление своих сотрудников как для офисной аналитики, так и для активных операций и работы в резидентурах за рубежом.

Известно, что после второй мировой войны США стали самым богатым государством в мире, а благодаря УСС-ЦРУ американские компании первыми захватили лидерство в мире.

Напомним, что один из крупнейших торговых партнеров Казахстана использует похожий принцип при наборе торговых атташе для работы в своих посольствах. Крупнейшие частные и государственные компании этой страны командируют в МИД своих менеджеров, чтобы их отправляли в страны интересные для этих корпораций. Коммерческие атташе этой страны успешно совмещают командировку в составе посольства с работой на родную компанию.

Дальний прицел

Вот какое использование разведывательных структур мы имеем в виду. Главный критерий оценки: сколько денег пришло в казну государства. Никаких скучных информационных справок, которые все равно не доходят до руководства страны. А у других официальных лиц просто нет полномочий, чтобы принимать серьезные решения.

В свою очередь излишняя вертикаль подчинения разведки мешает не только частному бизнесу, но и нацкомпаниям пользоваться плодами разведки. Известно и другое. Частный бизнес итак имеет доступ к информационным продуктам разведки, однако это происходит больше на межличностном уровне, чем на официальном.

Приоритетом должно быть тесное сотрудничество с казахстанскими коммерческими структурами через ту же торгово-промышленную палату. Казахстанский частный бизнес не в силах полностью охватить ситуацию в регионе, поэтому ему нужен надежный проводник и координатор.

Вторым приоритетом для казахстанской разведки должна быть коммерческая деятельность за пределами Казахстана. Ярким примером может служить корпус стражей исламской революции Ирана. Эта спецслужба активно участвует в бизнесе не только внутри страны, но и за ее пределами. Корпусу принадлежат активы многих госкомпаний и он по экономическим параметрам не уступает фонду “Самрук-Казына”.

В рамках экономической деятельности в странах казахстанского интереса наша разведка сможет не только собирать информацию, но и активно влиять на экономические проекты и финансовые потоки хотя бы в масштабах региона. Кто контролирует деньги, тот контролирует и основные компоненты политики. Задачей разведки может стать и помощь в привлечении иностранных инвестиций для казахстанских предприятий.

Нынешний уровень проникновения финансов во все сферы нашей жизни настолько серьезен, что настало время переориентировать акценты работы разведки на наличный и безналичный потоки и это нам сможет дать козырные карты в большой региональной игре.

Очевидно, что в рамках тщательного исследования движения денег в регионе, нетрудно будет не только выиграть тендер на афганское месторождение лазурита, но и четко понять, кто финансирует террористов в Казахстане, а также кто в республике поддерживает наркотрафик.