“Быть может, надо вовсе запретить
Любить, общаться, думать… просто жить!”
Нисса
“Без постоянного общественного контроля мы не сможем это расследовать”, – подчеркнул Рамазан Есергепов, председатель правления ОФ “Журналисты в беде”. На пресс-конференции он участвовал в качестве члена международного комитата “Жанаозен-2011”. В настоящее время “Жанаозен-2011” готовит эстафетную голодовку с двумя требованиями. Первое: “Убрать все препятствия в установлении истины о Жанаозенском расстреле! Свободу слова жертвам и свидетелям трагедии!” Второе: “Заменить аресты нефтяников и оппозиционеров на подписки о невыезде! Суды только открытые, честные и справедливые!”
“Власть перекидывает свои преступления на плечи невинных, – заявил Жасарал Куанышалин, общественный деятель, по поводу сегодняшней ситуации в Жанаозене – Мы не видим желания объективного расследования”. “Мы убедились в том, что командировки нашего Комитета будут плодотворными. Люди в шоковом, пограничном состоянии после пережитого. Нам было не по себе даже слышать такие рассказы – волосы встают дыбом, кровь стынет”, – сообщил он.
С целью усиления внимания власти и общества к жанаозенской трагедии будет проводиться эстафетная голодовка. В настоящее время организаторы ищут подходящее помещение. В нем будут голодать сменяя друг друга через трое суток по пять человек. В обеденное время участники голодовки планируют отправляться к Монументу независимости, на алматинский Арбат, в другие многолюдные места с целью проведения там акций протеста, перфомансов. “Надеюсь, что протест не будет угасать и станет идти по нарастающей”, – особо выделил г-н Куанышалин.
“Наша комиссия в Жанаозене будет работать на постоянной основе”, – сообщил Ерлан Калиев, активист незарегистрированной партии “Алга!”. “Людям обещали анонимность, потому что выдача такой информации несет для них угрозу жизни”, – отметил Рамазан Есергепов. Г-н Калиев рассказал о том, что в ходе командировки члены Комиссии посетили десять семей погибших. Все были убиты пулями в спину. “А как же версия, будто полиция была вынуждена применить оружие, чтобы сохранить себе жизнь? На них спиной нападали?!” – указал на нестыковку реальных событий и официальных утверждений Ерлан Калиев.
Г-н Калиев акцентировал внимание на вопиющей социально-экономической ситуации в Жанаозене, которая потом и вылилась в забастовку. Среди прочего, он привел заявление учительницы. Она были 74-ой в очереди на жилье, но когда заселяли 250-квартирный дом – она там крыши над головой не получила. Все ресурсы поделены между местными властно-монопольными группами районного и областного масштаба. “Центральная исполнительная власть не контролирует ситуацию на местах”, – констатировал Ерлан Калиев.
“Действия властей с самого начала носили незаконный репрессивный характер”, – заявил Галым Агелеуов, общественный деятель. Он обратил особое внимание на отсутствие в стране независимых профсоюзов. Именно после убийства Жаксылыка Турбаева напряжение пошло по нарастающей. “В Мангистау созданы патронатно-клиентные отношения. Здесь вина всего руководящего звена региона”, – подчеркнул г-н Агелеуов. Комитет “Жанаозен-2011” собрал информацию и по джипам, которые ездили по городу и стреляли в людей, и по снайперам на крышах домов. “Сразу после дачи показаний к людям приходят домой и угрожают”, – сообщил он.
Семьям погибших выплачивают по 950 тыс. тенге и берут расписку, что они претензий к государству не имеют. Для сравнения: аким города перед трагическими событиями подписал бумагу, что если участвующая в праздничных мероприятиях юрта будет сожжена, тогда владельцам заплатят 2 млн. тенге. Кстати, много вопросов насчет пожара в офисе “УзенМунайГаз”. Здание за трехметровым железным забором с вооруженной охраной вдруг одномоментно загорелось с четырех сторон.
“Буквально на наших глазах происходит расправа над Винявским, Козловым, Сапаргали, Курамшиным, нависла угроза над Атабаевым, Мамаем и другими”, – акцентировал Жасарал Куанышалин. Вызывает недоумение обвинение противников режима по статье 164 – разжигание социальной розни. Ерлан Калиев обратил внимание на то, что по государственному телевидению о нефтяниках говорилось как о зажравшихся, получающих по 500-600 тыс. тенге в месяц. “Это ведь тоже подпадает под разжигание социальной розни”, – указал спикер.
***
© ZONAkz, 2012г. Перепечатка запрещена

