Российская программа содействия переселению соотечественников провалилась потому, что не могла не провалиться
Шесть лет назад, в июне 2006 года Владимир Путин подписал постановление, которым запускалась в действие масштабная Программа содействия переселению соотечественников на территорию Российской Федерации.
К концу 2009 года в рамках программы Россия должна была принять около 250 тысяч переселенцев, а к 2012-му году еще почти столько же. Некоторые российские политики, например, сенатор Вадим Густов, говорили, что на Родину вернутся миллионы. Это поможет хотя бы отчасти решить демографическую проблему в стране и восполнить нехватку трудовых ресурсов.
Однако реальные цифры оказались совершенно другими. В декабре 2009 года на Всемирном конгрессе соотечественников были озвучены промежуточные итоги программы: 17 тысяч переселенцев. Из них половина приехала в Калининградскую область. На все остальные российские регионы пришлось менее 10 тысяч новоселов.
Но самое интересное в том, как прокомментировал эту цифру выступивший на конгрессе соотечественников Дмитрий Медведев. Знаете, что он сказал? “Мы за количеством не гонимся”. После чего ситуация, и дотоле странная, приобрела выраженный шизофренический оттенок.
За последующие два с половиной года в рамках программы в Россию прибыли еще около 30 тысяч переселенцев из Украины, Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Туркмении и других бывших республик СССР. Несколько десятков человек вернулось из дальнего зарубежья. То есть масштабная, громко озвученная программа оказалась выполненной менее чем на 10 процентов.
Собственно, такой результат с самого начала предсказывали многие эксперты и просто взрослые люди. Поскольку эта “программа содействия”, как бы точнее сказать, хитровысушенная. В ней очень пафосно провозглашалась готовность Россия принять в свои объятия сыновей и дочерей, оказавшихся по разным причинам за рубежами. А дальше расписывались удивительные условия, на которых данным гражданам предстояло обниматься с любимой Родиной. Прежде всего: они должны были отправиться на жительство лишь в те края, где остро не хватает работников. И не в областные центры, но в самую глубинку.
А как вы хотели? — задаст правильный вопрос читатель. — Может, переселенцам надо было сразу давать работу на Краснопресненской набережной и ключи от пентхаусов с видом на Кремль?
Не обязательно. Но в тверской-то или красноярской деревне, откуда сбежали поближе к большим городам, нормальным дорогам и вообще поближе к цивилизации местные жители — переселенцам хотя бы светило бесплатное жилье, обещались солидные подъемные и льготные кредиты?
Нет, ничего такого новым сыновьям и дочерям программа не сулила. У нас ведь не Германия и не Израиль. У нас Россия.
Это не в том смысле, что страна бедная. Она очень богатая и сильная! Путин с Медведевым неустанно подчеркивают мощь любимого Отечества на военных парадах и на приемах в Кремле, где даже все двери золотые. Но как только доходит до глубинки и до простых людских проблем, сразу выясняется, что дать переселенцу в Тверскую область скромную квартиру или кредит на покупку домика в три окошка никак не возможно сразу по нескольким причинам.
Во-первых, нет денег в тверском бюджете. Они все в московском. Во-вторых, такого подарка не поймут местные жители. Эти люди получают копеечные зарплаты и по 30 лет стоят в льготной очереди на квартиру. И в это же время, как автор уже упомянул, из российских сел и райцентров все, что шевелится, старается перебраться в большие города – хоть тушкой, хоть чучелом. В деревнях и райцентрах некому работать, поля зарастают дурным лесом, а фермы и мастерские стоят с проваленными крышами. Именно поэтому Российской Федерации остро нужны переселенцы. Но приглашать их на вменяемых условиях никто не готов. Обещают только бесплатный провоз контейнера с вещами и 60 тысяч рублей в качестве подъемных.
Как, по-вашему, этого достаточно, чтобы серьезный семейный мужик, не вертопрах и не перекати поле, бросил привычное житье в Кустанайской или Донецкой области и перевез домочадцев в Тверскую, где сроду не бывал?
Пазы и щели этой удивительной программы заделывались конскими дозами патетики: Родина, воссоединение, историческая общность судьбы. А там, где патетики не хватало (ее везде не хватало), на арену выпускали феерических чудозвонов наподобие бывшего начальника управления администрации президента РФ по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами Модеста Колерова. Он врал на весь СНГ по радио (кому интересно, можете и сейчас послушать, все ходы записаны), о том, что квалифицированного переселенца ждет вовсе не средняя зарплата по райцентру (там платят пять-семь тысяч рублей), а двенадцать, пятнадцать и даже двадцать тысяч, а также двух- или трехкомнатная квартира.
Вообще, идеологи пафосных российских программ делятся на две категории. Первая – феерические чудозвоны. Вторая – серьезные неглупые люди, которые ясно понимают, что, например, если те миллиарды рублей, которые выделены на подъемные гипотетическим сотням тысяч переселенцев, просто полежат в банке, то проценты по ним составят очень сладкую сумму в сотни миллионов. Ну и просто вокруг темы межгосударственного сотрудничества и объединения соотечественников возникает много приятных и хорошо оплачиваемых должностей.
Справедливости ради надо сказать, что грандиозная “программа содействия”, родившая в итоге мышь, оказалась полезной не только жирным российским чиновникам. Некоторое количество специалистов из Казахстана, Украины, Киргизии и так далее действительно нашли себе, благодаря этой программе, работу и обустройство в российской провинции. Правда, их оказалось в сотни раз меньше, чем ожидалось. Основную же часть скромной итоговой цифры, никак не повлиявшей ни на демографию, ни на проблему трудовых ресурсов, составили люди, у которых ничего не было там и, наверное, ничего не будет тут. Для таких переселенцев и 60 тысяч рублей большие деньги, а зарплата в пять тысяч вполне ничего.
Может, их детям на неласковой родине повезет больше.
***
© ZONAkz, 2012г. Перепечатка запрещена