Воспоминания о будущем

Сегодня в России довольно странный праздник. Но в казахстанском календаре могут появиться еще более удивительные даты…

12 июня 1990 года Российская Федерация (тогда еще РСФСР) объявила о своем государственном суверенитете. Некоторое время этот новый выходной называли Днем независимости, но затем, когда стали раздаваться ехидные вопросы из зала: от какого именно гнета освободилась бывшая метрополия? От казахского или прибалтийского? Не хочет ли она учредить такой же праздник избавления, допустим, от Чечни и Татарстана? — в Кремле памятную дату переименовали от греха подальше в нейтральный День России.

Кстати, нельзя исключать, что казахстанский День независимости тоже со временем назовут иначе. Например, добавят патетики и станут именовать Великим Праздником Освобождения. Или, наоборот, приглушат пафос. Потому что геополитическая ситуация в наших с вами краях непредсказуема. В какую сторону все поедет в следующий раз не знает никто.

Вы представьте себе на минуту, что в 80-е первому секретарю ЦК Компартии Казахстана, соратнику Горбачева и Лигачева, видному борцу с национализмом дали бы прогноз: через несколько лет ты будешь говорить своему народу о том, что сбылись его вековые мечты о свободе. Напишешь в книге, что в декабре 86-го возглавил одну из студенческих колонн. А потом еще и пожалуешься на всемирном конгрессе традиционных религий на то, как сильно страдали казахи при большевиках от безбожной власти.

Главный коммунистический секретарь посчитал бы такой прогноз даже не провокационным, а идиотским. Это примерно как сейчас предсказывать вашему государственному секретарю: через 15 лет ты станешь ездить в Пекин за инструкциями и выволочками. А также возглавишь редакционную коллегию нового четырехтомника истории Казахстана. Этот фундаментальный труд расскажет о том, как с древнейших времен казахский народ тянулся к великому китайскому народу, несмотря на интриги соседей сверху.

Однако разговор у нас не о том, каковы политики. С ними все более или менее понятно. На месте нормальных человеческих рефлексий там одна, но пламенная страсть: при любых переменах ветра оставаться впереди табуна. Но ведь есть еще экспертное сообщество. Серьезные ученые и целые институты, получающие местное или зарубежное финансирование на то, чтобы разобраться, какие процессы идут в стране и вокруг, куда направлены тенденции. И вот никто из этих граждан тоже не предсказал распада СССР, наступления всеобщей независимости и дикого капитализма. Хотя бы в виде рабочей гипотезы. Чтобы народ и политики сумели подготовиться. А то ведь все произошло как землетрясение.

Вот, например, сейчас я перелистываю серьезный труд под заголовком “Иного не дано”, выпущенный в 1988 года в Москве тиражом 100 тысяч экземпляров. Там почти семьсот страниц. Раскупался этот кирпич, помню, “влет”. Среди авторов книги — самые громкие авторитеты: академик Леонид Абалкин, доктора наук Татьяна Заславская, Гавриил Попов, Юрий Афанасьев, ведущие политологи и публицисты Федор Бурлацкий, Василий Селюнин, Андрей Нуйкин, Юрий Буртин, Юрий Карякин, Андраник Мигранян.

Некоторые из них консультировали Горбачева, другие уже тогда находились в оппозиции и делали независимые прогнозы.

Вот что писал доктор экономических наук Гавриил Попов, на сегодня давно уже бывший, а тогда будущий мэр Москвы:

“Речь идет о решительной перестройке. Быстрой. Глубокой. Когда главными действующими лицами станут трудовые коллективы. Когда главную плату за перестройку внесет аппарат административной Системы, так как именно он десятилетиями игнорировал необходимость перемен. Очистительная экономическая буря, скорее всего, за два-три года отбросит нас по показателям назад, но смоет все неэффективные предприятия как монстров, рожденных администрированием, так и – главное – смоет Административную Систему. Возникнет стартовая площадка бурного подъема”.

Или вот политолог Александр Бовин:

“Часто задаются вопросом о гарантиях продолжения демократии, о гарантиях перестройки. Нет и не может быть абсолютных гарантий. А относительные? Такие гарантии есть. Одна из главных – создание правового государства, подчинение власти праву”.

Попов и Бовин, как большинство других авторов сборника “Иного не дано”, были в 1988 году зрелыми дядьками, за пятьдесят. В этом возрасте уже полагается знать людей, понимать, в какой стране ты живешь, как бывает в этой жизни и как в ней не бывает…

Ну, какие, к шутам, “трудовые коллективы”? Или – кто должен был заставить нашу власть “подчиняться праву”? Опять трудовые коллективы? Или ООН? Американцы?

Главный вопрос и большая тревога для прорабов перестройки в 88-м: удастся ли сделать перемены необратимыми? Или все ограничится косметическим ремонтом, и социализм останется таким же кондовым?

А что страну вообще сносит к чертовой матери, никому из прорабов, кажется, не приходило в голову. И чего тогда стоят все гигабайты высокоумных рассуждений? Уже через пять лет они выглядели наивными до изумления.

Но это лишь первая часть марлезонского балета. Вторая еще интересней.

В 90-е годы почти весь политизированный Казахстан внимательно читал прогнозы ведущих деятелей местной оппозиции, людей, безусловно, порядочных и умных. Автор этой заметки собственноручно готовил большую часть этих прогнозов к печати в тогдашнем “Караване”, где трудился заместителем главного редактора по вопросам политики и экономики. Вся оппозиционная аналитика была, выражаясь сегодняшним языком, алармистской. Некоторые формулировки — об играх режима с огнем на бочке с порохом, о неизбежности скорой демократизации или гибели страны – помнятся мне до сих пор.

И чего?

Ничего. На смену лихим, флибустьерским, непредсказуемым девяностым пришли более-менее спокойные и сытые нулевые. Почти все устаканилось. Без всякой демократизации. За нулевыми так же ровно (тьфу-тьфу) катятся десятые.

Или в тех грозовых пророчествах говорилось о более общей, отдаленной перспективе? Да нет же. Там везде стояло “в ближайшие годы”, а то и — “еще в этом году мы увидим…”.

Кстати, я тоже умею писать длинно и серьезно, работать с цифрами, выстраивать тенденции, однако наедине с собой уже давно признал, что это, в общем, не очень ответственное занятие. Поскольку жизнь показывает, что легкая тучка на горизонте, которой не придавали значения даже самые зоркие эксперты, может принести смерч, разметывающий все вокруг. А в другой раз свинцовое небо с вроде бы неминучими ужасными молниями вдруг расчищается свежим ветром, цены на нефть взлетают в двенадцать раз, и опять над нашими сырьевыми сверхдержавами безмятежно сияет солнце. Уже много умных людей до меня эти вещи поняли, и написали так: хочешь насмешить Бога – расскажи ему о своих планах.

Или, еще лучше, сделай геополитический прогноз.

***

© ZONAkz, 2012г. Перепечатка запрещена