Серик Казакпаев: “Наши акиматы превратились в фирмы по продаже недвижимости”

Одна треть лесного массива республиканской детской больницы “Аксай” уже уничтожена

“Деревья сажают предки, а их тенью пользуются потомки”.

Японская пословица

В районе Каменки (Карасайский район Алматинской области) все территории бывших садов вырублены и застроены. Теперь под частные особняки чиновниками незаконно передается лесной массив Республиканской детской клинической больницы “Аксай”. “Другой земли у них не осталось, поэтому продают парк”, – объяснил ситуацию Серик Казакпаев, представитель инициативной группы жителей поселка Тастыбулак, на пресс-конференции в Алматы. Это незаконно, но процесс идет полным ходом.

“Только один маленький фрагмент беспредела, который творится в стране с деревьями”, – так назвал Мэлс Елеусизов, председатель экологического союза “Табигат”, ситуацию с зеленым массивом детской больницы “Аксай”.

Организованная в 50-ые годы прошлого века, республиканская больница получила территорию в 22 га, которая была специально засажена ценными породами деревьев – дубы, акации, липы, вязы – для лучшего восстановления больных детей.

С 2009 года началась вырубка деревьев в больничном парке с последующей застройкой очищенных мест под коттеджи. С точки зрения законодательства больница “Аксай” является социальным объектом республиканского значения, ее зеленые насаждения входят в земли государственного лесного фонда и имеют правовой иммунитет на какие-либо изъятия. Однако приостановленная после ряда акций протеста жителей и экологических НПО вырубка возобновилась в 2010 году, только в другой части парка. Компетентные государственные органы бездействуют.

Если добавить к вырубленным деревьям испорченные, то одна треть больничного зеленого массива уже потеряна. Порченое дерево – это когда обрезают кору и растение не может питать ствол ветки. После этого дерево засыхает и рубится как мертвое. На освободившемся месте ставится забор и ведется стройка. В настоящее время 10 соток земли в районе Каменки продаются по $50 – 70 тыс. В Алматы искусственная порча деревьев тоже широко практикуется.

По природоохранному законодательству государство должно согласовывать с населением мероприятия, касающиеся окружающей среды. “Но население узнает об этом когда деревья уже вырублены и заборы поставлены”, – констатировала Светлана Спатарь, экологическое НПО “Зеленое спасение”.

На территории парка больницы “Аксай” расположены еще и курганы раннего железного века. Арман Бейсенов, заместитель директора института археологии им. А. Х. Маргулана, подтвердил, что три кургана сакской эпохи там есть, ученые давали по ним соответствующую экспертизу. В свете того, как ведется застройка, эти памятники археологии будут уничтожены.

Г-н Бейсенов объяснил, что вопросами сохранности памятников занимается Центр по охране памятников историко-культурного наследия, который находится в Талдыкоргане и подчиняется акимату Алматинской области. Этот Центр должен оформлять охранные обязательства по памятникам истории и культуры, которые затем подписывает аким территории, который осуществляет непосредственную хозяйственную деятельность. Дальше 100% ответственности на акиме. “В данном случае этого не произошло”, – указал археолог.

“К сожалению, наши органы власти не соблюдают законы, требуя этого от населения”, – подчеркнул Серик Казакпаев. “Должны быть наказаны те, кто принимал эти решения”, – настаивает г-жа Спатарь. Мэлс Елеусизов сообщил, что акимат Алматы на этот год “запланировал уничтожение еще нескольких тысяч деревьев”. “Есимов – главный лесоруб страны”, – утверждает он.

***

© ZONAkz, 2012г. Перепечатка запрещена