Алматы. 14 июня. КазТАГ – Тулкин Ташимов. Недавно в рамках Таможенного союза казахстанские предприниматели получили право маркировать продукцию по международным стандартам, что позволит ее транспортировать без задержек по территории России и Беларуси. Но вместе с этим, чтобы усилить платежную дисциплину, государство планирует в 2-3 раза повысить административные штрафы для предпринимателей. Бизнес-сообщество еще не успело в полной мере отреагировать на эти нововведения.
Однако, в целом, расширение рынка сбыта продукции в рамках Таможенного союза, как считают наблюдатели, несет для бизнеса больше минусов, чем плюсов.
Об отношении к нововведениям и других нюансах Таможенного союза, влияющих на казахстанский малый и средний бизнес, корреспонденту КазТАГ рассказал вице-президент Независимой Ассоциации предпринимателей РК (НАП РК) Тимур Назханов.
***
— Недавно в прессе прошла информация, что теперь в рамках Таможенного союза казахстанские предприниматели смогут маркировать свои товары в соответствии с международными стандартами, что обеспечит единство измерений и снизит административные барьеры. Это хорошая новость для казахстанского бизнеса?
— Теоретически, конечно, новость хорошая. Но, учитывая наши реалии, не думаю, что будет просто оформить маркировку товаров. Кто будет этим заниматься в масштабах страны, есть ли достаточно аккредитованных лабораторий на местах или, как это обычно бывает, предприниматель должен ехать в Алматы, выстаивать очереди, платить за каждую бумажку официально и неофициально? Вопросов на сегодня больше, нежели ответов.
— Также в республике планируют увеличить в 2-3 раза административные штрафы. Мол, данная норма унифицирует ответственность отечественного бизнеса в соответствии с нормами других стран Таможенного союза. Как это повлияет на казахстанский бизнес?
— А это грустная новость, потому что и без Таможенного союза у нас непомерно высокие суммы штрафов для предпринимателей. При этом указываемые в Кодексе РК об административных правонарушениях (КоАП) вилки штрафов позволяют госчиновникам манипулировать ими в своих интересах.
Уже много лет бизнес-сообщество поднимает вопрос о необходимости кардинальной реформы КоАП, поскольку он фактически несет в себе идеологию социалистического строя, когда все было государственное и, соответственно, госорганы регулировали, контролировали все имеющиеся в стране предприятия. Сегодня в Казахстане более 90% предприятий находятся в частной собственности. Однако контрольно-надзорные госорганы по-прежнему вмешиваются, и зачастую незаконно, в хозяйственную деятельность предпринимателей.
К сожалению, в России ситуация такая же. Изменения лишь в том, что теперь в вопросах наказания за административные правонарушения наши нормы будут подгоняться под еще более жесткие российские. А это не есть хорошо для нашего бизнеса.
— Власти часто заявляют, что Таможенный союз расширил рынок сбыта казахстанской продукции. На ваш взгляд, готов ли казахстанский бизнес этим воспользоваться? Какие плюсы и минусы несет в себе расширение рынка?
— Гипотетически, да, в рамках Таможенного союза мы получили огромный рынок — почти 170 млн. населения. Но что может поставлять казахстанский бизнес на этот рынок? По-прежнему только сырье. А это предприятия, которые относятся к крупному бизнесу, поэтому говорить о пользе для малого и среднего бизнеса не приходится.
Поэтому расширение рынка несет пока больше минусов, чем плюсов, во всяком случае, для малого и среднего бизнеса (МСБ).
Согласно данным Агентства РК по статистике, в начале 2012 года мы продали товаров своим партнерам по Таможенному союзу в два раза меньше, чем купили у них. За 2 месяца 2012 года экспорт сократился на 21%, а импорт вырос на 29%.
При этом Казахстан продает как обычно сырье: нефть, металлы, удобрения и зерно. Покупаем же мы готовые продукты: машины и оборудование, продукты питания, ГСМ, изделия из металлов.
— Одновременно Таможенный союз несет в себе и усиление конкуренции со стороны российских и белорусских производителей. Готов ли казахстанский бизнес противостоять конкурентам, и даже побеждать в конкурентной борьбе?
— В большинстве своем казахстанский бизнес неконкурентоспособен на общем рынке Таможенного союза (ТС). И первые 3 года работы интеграционного объединения это наглядно продемонстрировали. Так, крупные российские компании скупают у нас по низким ценам рыбу, молоко, а потом нам же продают рыбопродукты, а также переработанные молочные товары по более высоким ценам.
На фоне этого, Минсельхоз РК устанавливает жесткие квоты по вылову рыбы по отношению к отечественным рыбопереработчикам. Как может в таких условиях казахстанский бизнес конкурировать с российскими или белорусскими производителями, которых на протяжении многих лет через механизмы дотаций и субсидирования кредитов поддерживает государство?
Правительство, руководители госорганов с высоких трибун периодически докладывают о принимаемых мерах по поддержке отечественного МСБ. Однако анализ итогов торговли между странами ТС наглядно демонстрирует, какова на практике эта государственная поддержка.
Наша страна закупает у Беларуси, России мясо, молочные продукты, ГСМ, сахар, стекло. Неужели мы сами не можем производить эти товары?
— При каких обстоятельствах казахстанский бизнес сможет воспользоваться преимуществами, которые открывает Таможенный союз? Что нужно для этого сделать?
— Казахстанский бизнес сможет воспользоваться преимуществами ТС только при условии реальной государственной поддержки. Пока все принимаемые госпрограммы, выделяемые деньги не доходят до предприятий, которые готовы этим заниматься. Существующий бизнес-климат не мотивирует бизнес заниматься производством. Проще, даже в условиях ТС, когда выросли многократно пошлины на импорт, завозить из-за границы товары, нежели производить их внутри страны.
Чтобы бизнес развивался, должны быть радикально сокращены все разрешительные процедуры. Предприниматель не должен каждый раз просить разрешения у государства заниматься тем или иным видом деятельности. Все придуманные чиновниками процедуры на деле ведут к росту коррупции, уходу бизнеса в тень.
Сегодня на наших границ с Россией нет таможенных постов, однако функции таможенников, налоговиков по своей инициативе приняли на себя наши пограничники. Из многих регионов к нам поступают жалобы на незаконные действия пограничных служб, факты вымогательства.
И потом должны быть прекращены незапланированные проверки контрольно-надзорными органами предприятий. Год назад руководство Генпрокуратуры вынуждено было констатировать следующий примечательный факт: количество внеплановых проверок составило более 90% всех проверок. Поэтому здесь необходимо оставить 2-3 госоргана, которые имеют полномочия для проведения проверок. Остальных надо отлучить от этой кормушки. И для прокуратуры в этом случае будет легче надзирать за законностью проверок.
— Спасибо за интервью.