На Древней Руси нежелательному гостю говорили: “Приходите почаще – без вас веселей”. Если перефразировать первую часть этого шедевра древнерусского фольклора применительно к постановлению казахстанского правительства от 23 августа 2012 года “О Правилах поощрения лиц, сообщивших о факте коррупционного правонарушения или иным образом оказывающих содействие в борьбе с коррупцией”, то можно сказать: “Стучите почаще…” — далее по тексту поговорки.
Официально разрешенное доносительство бюджету нашей страны, по информации агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью РК (финансовая полиция), обойдется в 32 млн. тенге в год. Кому будет жить весело – стукачу или налогоплательщику, ни сном, ни духом не ведающему о том, что его кровными государство без его соизволения финансирует, в общем-то, претящее его нервам, восприятию своих конституционных прав, в конце концов, семейному бюджету дело?
О содержании “Правил” правительства распространяться не буду. Всяк интересующийся найдет их на всех сайтах, в том числе и нашего издания “ZONA.kz”.
Пресс-конференция финполиции по поводу масимовского постановления состоялась во вторник, 4 сентября. Отказаться от журналистского принципа “пришел – услышал – написал” (на то есть информагентства) заставили некоторые не совсем приятные воспоминания “в тему”.
В октябре 2010 года, возвращаясь из Кыргызстана после парламентских выборов на рейсовом автобусе Бишкек-Астана (стоимость билета на ж/д зашкаливало за 100 долларов), обратила внимание, как у нашего автобуса крутились парни на джипе с кыргызскими номерами. Каково же было мое удивление, когда на посту Кордай эту же машину я увидела вновь. “Крутые” парни из джипа, очень жестикулятивно пообщались с обоими водителями нашего автобуса, потом была долгая чехарда с багажом: пассажиров заставили закинуть свои баулы и чемоданы в и без того переполненный багажом салон. Когда процедура была закончена, джип растворился в осенней ночи. На мое законное требование объяснить, что происходит и почему нарушаются мои гражданские права (все другие пассажиры сидели молча и прятали глаза, мол, нашлась дура), один из водителей вообще сбежал за автобус, другой приказал: не вякай, а то хуже будет. В пику ему, растормошив спящего соседа (на моем мобильнике, как назло, села зарядка), по его сотовому телефону позвонила своему знакомому из республиканских органов: мол, тут такой беспредел творится. Спустя полчаса примчался кто-то в погонах. Из-за кромешной тьмы, фары автобуса предупредительно были выключены, не усмотрела: то ли таможенник казахстанский, то ли финполовец. Вместо того, чтобы вывернуть наизнанку багажники, он тет-а-тет перемолвился с водителями и тоже растворился в кордайской ночи.
Дальше – еще круче. На каком-то десятке километров автобус снова остановился. Народ спит. В силу того, что вообще не имею привычки спать в дороге, внимательно наблюдала за происходящим. А происходило весьма занятное действо. Водители в спешном порядке и молча стали вытаскивать из одного багажного отсека какие-то тщательно перевязанные бечевкой прозрачные целлофановые пакеты и прятать их на обочине трассы – под кучу строительной арматуры. Судя по упакованным пакетам, сомнений не оставалось – наркотики.
В итоге всех описанных передряг прибыла в Астану в 12 часов дня вместо 7 часов утра. Водители были просто счастливы, что избавились от ненавистной пассажирки — и не скрывали этого. Но на прощание пригрозила им: я покажу вам “кузькину мать” с наркотиками. “Кузькина мать” от меня открестилась.
Где-то месяц спустя в МВД состоялась пресс-конференция председателя комитета по борьбе с наркобинесом. Воодушевленная мыслью, что дело по кордайскому случаю смогу довести до справедливого конца, рассказала об инциденте тогдашнему председателю комитета. Он пообещал разобраться. На следующий день позвонили из комитета, я сообщила им номера автобуса (номер алматинский) и джипа. Снова заверили: разберемся. Разбираются по сей день. А я чувствую себя полнейшей идиоткой: что с того, что я “донесла” государственным органам о каналах наркодилеров? Ведь в итоге виктория осталась за теми парнями – водителями автобуса и из кыргызского джипа. О потраченных нервных клетках не стоит говорить.
Эта маленькая история навела меня на большие сомнения в эффективности, законности, а главное – оправданности правительственного постановления.
Во-первых, на чем оно основано? Ведь ни в Конституции, ни в подзаконных ей законах нет понятия об институте доносительства. Пусть даже во благо общества и устоев государства. Кому же из какого ведомства сия идея взбрела в голову?
На этот мой, казалось бы, простой и на понятном русском языке озвученный вопрос, который требовал односложного ответа, на пресс-конференции в АБЭКП заместитель начальника департамента правового обеспечения и международного сотрудничества Айгуль Базарбаева, что говорится, начала “про всю мировую революцию”. Только прервав ее спич, наконец, получила нечто вразумительное: идея снизошла из Администрации Президента. Естественно, авторы проектов и законов в Казахстане всегда безымянны. С чем мы давно уже смирились.
Во-вторых, смущает в правительственном документе ссылка об ответственности за ложный донос. Если слитая вами информация не подтвердится, вам грозит тюремный срок лет этак на шесть-восемь. Причем инициатором возбуждения уголовного дела может быть не только финполиция. И тот, на кого вы донесли. А этот ваш “объект” может быть олигархом или просто коррумпированным с соответствующими органами чиновником или бизнесменом. И где гарантия, что в нашем насквозь коррумпированном и погрязшем во взяточничестве государстве этот ваш “объект” не откупится от следователей, прокуроров, судей энной суммой или недвижимостью, а козлом отпущения окажетесь вы? Якобы оправданный или тот, кому уже в ходе следствия будет отказано в возбуждении уголовного дела “ввиду отсутствия признаков (или состава) преступления”, запросто подаст судебный иск о привлечении вас к уголовной ответственности по статье “клевета”. А согласно ей, “клевета, соединенная с обвинением лица в совершении коррупционного, тяжкого или особо тяжкого преступления, наказывается ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на тот же срок”.
К сведению потенциальных стукачей: анонимные заявления рассматриваться не будут – для этого существует телефон доверия. А коль хочешь заработать (кстати, отныне доносительство кто-то может сделать бизнесом) – называй себя по полной.
Постановление правительства создает еще один великий соблазн для не совсем морально устойчивых перед “зеленью” денежных банкнот борцов с коррупцией. У них ведь “своих” осведомителей достаточно, к чему “чужие”. “Свои” самый надежный источник для распила бюджетных миллионов.
Кроме всего прочего, нынешнее постановление правительства возвращает память к годам, трагическим в истории как Германии, так и бывшего Союза ССР. И там, и тут во времена правления Гитлера и Сталина культивировался институт доносительства. За бесплатно.
Выйдя с пресс-конференции АБЭКП подумала: хорошо все-таки, что масимовское постановление вышло не два года назад. Иначе коротать бы мне свой оставшийся век на тюремных нарах — вместо кыргызско-казахстанских наркодельцов. Которые, не сомневаюсь, откупились от кого положено и давно уже передислоцировали свой тайник на трассе Бишкек-Астана.
***
© ZONAkz, 2012г. Перепечатка запрещена

