Развитие государственного языка – наболевшие вопросы

Письмо-статья

Развитие государственного языка как в среде этносов, так и в среде обрусевшей части коренного населения – это наболевшая тема в нашей стране, заинтересованные стороны по разному и с разной степенью эффективности, ее обсуждают и решают: государство в силу политических и экономических обстоятельств решает этот вопрос “без огонька в глазах”, общество, богатое многонациональным составом и загруженность бытия, подобно океану отвечает на этот вызов истории: то тихой морская гладью, то бушующими волнами не всегда бегущими дружно одна за другой, а отдельные патриотично настроенные политические партии рьяно поднимают этот вопрос, когда нужно в предвыборный период “повести за собой народ”.

Согласно статистике чуть более 60% от населения страны говорит на государственном языке, на фоне наших центральноазиатских соседей, где показатель близок к 100%, наш языковой прогресс смотрится не лучшим образом, если отбросить эмоции и посмотреть на ситуацию справедливо и по существу, обрисовывается следующая некрасивая картина, которая никак не способствует заинтересованности других этносов и обрусевшей части коренного населения в изучении государственного языка.

Наиболее бросающийся в глаза носитель языка – это сельская казахскоязычная молодежь, заполонившая общественный транспорт, рестораны, ночные клубы, торгово-развлекательные центры и другие общественные места. В подавляющем большинстве она абсолютно безграмотная, невоспитанная и расхлябанная.

Среди высокообразованных представителей коренного населения из числа политической, экономической и культурной элиты страны довольно отчетливо слышна русская речь.

Логично, что в первом случае, нет желания говорить на государственном языке, чтобы не ассоциировать себя с дикой ордой, а во втором случае, видишь воочию могучую силу русского языка. И сила увиденного насквозь пропитывает мозг и язык, невольно напрашиваются вопросы, почему такая языковая и культурная деградация в среде коренного населения, почему первая вышеупомянутая категория населения такая безграмотная, а вторая не патриотичная,

Ответ прост и резок — нечем закрепить государственный язык в сердце и голове, насытить им свой язык. Частота показа фильмов на государственном языке в кинотеатрах значительно уступает версии на русском языке, на полках магазинах “Меломан” богатых выбором, как в других профильных магазинах практически нет познавательной и развивающей информации на государственном языке. Взгляд находит лишь диски немногочисленной казахскоязычной эстрады и фильмы парочки прорвавшихся казахскоязычных режиссеров. Аналогичная ситуация и в книжных магазинах, вся интересная информация – это информация на английском или на русском языке, на государственном языке лишь немного художественной и учебной литературы скромно притаившейся в ожидании наступления “эпохи языкового ренессанса”. Но разве можно стать от этого просвещенным и интересным собеседником.

А как быть в этой ситуации, например, молодым несемейным казашкам и казахам, говорящим на государственном языке и ищущим такого же спутника жизни, и непременно образованного и культурного. Частоколом всплывают одни вопросы — почему страна богатая востребованными природными и административными ресурсами не может профинансировать перевод, к чести будет сказано, интересной познавательной информации иностранных авторов и издательств или “заинтересовать” профильный бизнес в переводе этой интересной познавательной информации на государственный язык?! Почему она ставит казахскоязычную несемейную молодежь перед выбором – полюбить “человека такой какой он есть” или потратить годы и силы, чтобы найти “своего поля самую заветную ягодку”?

Эти вопросы стоят остро, и задача государства ответить на них справедливо, результативно и тактично!

Спасибо!

***

© ZONAkz, 2012г. Перепечатка запрещена