“MENAFN — Khaleej Times”: Заявление Тимура Кулибаева явилось благом для иностранных инвесторов

Издание “MENAFN — Khaleej Times” опубликовало материал под названием Kazakhstan says no to green energy — Middle East North Africa — “Казахстан говорит “нет” зеленой энергии”.

В нем утверждается следующее: “Богатый нефтью Казахстан исключил принятие альтернативных методов энергии на настоящее время, говоря, что он будет продолжать эксплуатировать свои огромные природные ресурсы по экономическим причинам.

Выступая перед репортерами после VII форума “KazEnergy” глава Казахстанской энергетической ассоциации Тимур Кулибаев заявил, что страна стремится обеспечить до 10 процентов спроса на энергию посредством альтернативных источников энергии.

“Сейчас очень модно говорить об альтернативной энергетике, — сказал Тимур Кулибаев, добавив, что “мы будем искать альтернативную энергию тогда, когда себестоимость ее производства станет ниже и допустимой”.

В новостном релизе, выпущенном “KazEnergy” сказано, что 80 процентов казахстанской электроэнергии вырабатывается посредством использования угля. Страна располагает одним из крупнейших запасов угля в мире. Второй крупнейший производитель нефти в СНГ после России рассматривает больше непосредственные финансовые задачи, чем долгосрочные экологические цели.

Топография и территория не имеющей выхода к морю страны идеально подходит для того, чтобы превратить ее в крупнейшего производителя ветровой и солнечной энергии, но Кулибаев заявил, что страна будет ждать, пока этот сектор не станет в большей мере финансово позволительным. Она не только располагает ущельями, действующими как ветряные туннели, но и также на ее юго-восточную часть приходится свыше 300 солнечных дней в году.

Кулибаев находится на переднем крае развития нефтяного и энергетического сектора центрально-азиатской страны более 15 лет.

Его заявление явилось благом для иностранных инвесторов, которые выстраиваются в очередь для того, чтобы вкачивать деньги в нефтяной, газовый и угольный сектор”.

Но, прежде всего, Казахстан известен в мире как страна с большими запасами нефти. По опубликованным в январе 2012 года данным издания “Oil and Gas Journal”, они оцениваются в 30 млрд. баррелей. Основные нефтяные запасы страны расположены в ее западной части, где имеются 5 крупнейших месторождений на суше (Тенгиз, Карачаганак, Актюбинские месторождения, Мангистауские месторождения и Узень). Эти континентальные месторождения составляют около половины нынешних разведанных запасов, в то время как оффшорные месторождения Кашаган и Курмангазы в казахстанском секторе Каспийского моря, по оценкам, содержат, по меньшей мере, 14 миллиардов баррелей, а доля Кашагана составляет около 9 млрд. баррелей.

По данным же агентства “Bloomberg”, на Казахстан приходится 3,2 процента мировых запасов нефти, тогда как на Россию – 6,4 процента.

Как бы то ни было, наша страна в контексте международного нефтегазового бизнеса приобретает все более и более весомую роль. Зона Каспийского моря обрела значение новой “нефтяной провинции”. Казахстан же в ее рамках уже давно выдвинулся на позицию страны, добывающей и экспортирующей наибольшие объемы нефти. В качестве же производителя и экспортера газа столь же громко о себе страна еще не заявила. Но сделать это она, судя по всему, будет в состоянии в скором времени.

По данным экспертов компании “Бритиш Петролеум”, подтвержденные запасы нефти в Казахстане составляют 39,83 млрд. баррелей, а газа — 1,82 триллиона кубометров (BP Statistical Review of World Energy 2010). Получается, по части нефтяных резервов он занимает в зоне Каспийского моря первое место, а газовых резервов — занимает второе после Туркменистана (8,10 триллиона кубометров), опережая Узбекистан (1,68 триллиона кубометров).

Примечательно то, что статистически газовые перспективы страны представляются более предпочтительными, чем ее нефтяные. При этом в мире Казахстан известен своей нефтью куда больше, чем газом.

Оно и понятно. Производство газа для инвестиций не столь привлекательно, сколь может быть привлекательно производство нефти. Да, оба этих вида углеводородного сырья из Казахстана могут вывозиться на экспорт по трубопроводам.

Но в случае с газом у его казахстанских производителей до недавнего времени выбор был очень небольшой. То есть — лишь транзит через Россию по системе “Газпрома” на его монопольных условиях. Природный газ в том виде, в каком он добывается, не повезешь, скажем, через Каспий в танкерах и в вагонах-цистернах по железной дороге через Закавказье. Для этого понадобилось бы сжижать его. Но это сложная и, что самое главное, чрезвычайно затратная технология. В тех географических условиях, в которых находится Казахстан, ее внедрение будет не оправданно. Во всяком случае — в обозримом будущем.

Что же касается угля, его запасы в Казахстане составляют 35,8 млрд. тонн или 3,6 процента мировых запасов, а доля страны в общемировой добыче угля — 3,7 процента. Среди стран СНГ она занимает третье место по запасам и добыче угля и первое место — по добыче угля на душу населения. Наибольший объем добычи угля в республике приходится на центральный и северо-восточный регионы — 96,2 процента.

Наличие такого потенциала в своем распоряжении, похоже, побуждают Астану не очень-то спешить с развитием альтернативной энергетики в Казахстане.

***

© ZONAkz, 2012г. Перепечатка запрещена