Алматы. 30 октября. КазТАГ – Асхат Ахметбеков. Председатель ОЮЛ “Казахстанская электроэнергетическая ассоциация” Шаймерден Уразалинов считает необходимым вернуть ряд функций от агентства РК по регулированию естественных монополий (АРЕМ) отраслевым министерствам.
“Произошло разделение функций между двумя государственными органами, тем самым была разорвана взаимосвязь, целостность функционирования рынка электрической энергии и ухудшена эффективность управления”, — сказал он на Казахстанском форуме энергетиков во вторник.
Он напомнил, что в июне 2007 года был принят закон РК “О внесений изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам деятельности отраслевых регуляторов”, в соответствии с которым функции по разработке и утверждению правил организации и функционирования розничного рынка электроэнергии были возложены на АРЕМ. При этом разработка и утверждение правил организации и функционирования оптового рынка электроэнергии возложена на министерство индустрии и новых технологий.
“В наших же условиях, когда, например, в электроэнергетике износ основных фондов составляет 60-80% и отрасль надо реанимировать, мы законодательно передаем функции нескольких отраслей, в том числе электроэнергетической, так называемому отраслевому регулятору – АРЕМ”, — обратил внимание Ш. Уразалинов. При этом, подчеркнул он, задачей АРЕМ является контроль и регулирование ценовой (тарифной) политики в сфере естественных монополий и регулируемых рынков.
По словам эксперта, в данном конкретном случае агентству переданы ряд функций нескольких министерств: утверждение и согласование норм и нормативов, согласование годовой сметы затрат на текущий и капитальный ремонт, определение технических условий недискриминационного доступа в области железнодорожного транспорта, электро- и теплоэнергетики, гражданской авиации, портовой деятельности и осуществление лицензирования.
“Указанные функции должны принадлежать компетентным государственным органам – отраслевым министерствам. Уровень нормативных технических потерь, например, электрической энергии определяется на основании законов электротехники по нагрузкам и режимам работы сетей и оборудования, включающих такие составляющие, как нагрузочные потери в линиях электропередачи, нагрузочные потери в силовых трансформаторах и автотрансформаторах, потери на корону в линиях электропередачи, потери холостого хода трансформаторов и автотрансформаторов и другие”, — пояснил Ш. Уразалинов.
Также, по его мнению, утверждение агентством “нормативной численности персонала является нарушением Трудового кодекса РК и не является компетенцией АРЕМ”. Кроме того, эксперт называет “излишней” согласование годовой сметы затрат на текущий и капитальный ремонт, поскольку это “является правом субъекта естественной монополии и отраслевого министерства”. В свою очередь право лицензирования в различных секторах экономики также должно принадлежать отраслевым министерствам.
“Все эти функции в настоящее время осуществляются без учета мнения и участия компетентного органа (отраслевого министерства). Поэтому вышеуказанные функции необходимо вернуть отраслевым министерствам. (…) Нельзя смешивать функции агентства, призванного осуществлять контроль и регулирование ценовой (тарифной) политики в сфере естественной монополии, и функции отраслевого министерства. Нельзя, наконец, вменять несвойственные функции нескольких отраслей агентству без какой-либо ответственности”, — подчеркнул Ш. Уразалинов.
Помимо этого, он обратил внимание, что, согласно действующему законодательству, компетенция разработки нормативных правовых актов оставлена за отраслевыми министерствами, а их утверждение переданы правительству РК.
“Данное законодательное разграничение компетенций не коснулось агентства по регулированию естественных монополий, которое продолжает осуществлять разработку и утверждение приказами председателя агентства нормативных правовых актов (многочисленных правил). На каком основании делаются такие исключения, где логика?” — недоумевает Ш. Уразалинов.
Между тем необходимость реализации долгосрочных комплексных мер по реабилитации и развитию электроэнергетики в Казахстане требует создания эффективного координирующего государственного органа управления этой важнейшей отраслью, заключил он.