***
Рассмотрим же основные причины, которые делают Казахстан очень важным для Индии. С “его стратегическим расположением” все ясно. Тут нечего добавлять. Что же касается “неиспользованных энергетических и минеральных богатств” Казахстана, у Индии одно достижение по обеспечению себе доступа к ним уже есть. Подразумевается то, что “ONGC Videsh Ltd”, действующее за рубежом ответвление индийской национальной компании ONGC или “Oil and Natural Gas Corp”, уже имеет 25-процентную долю в казахстанском оффшорном разведочном блоке Сатпаев. Этот актив индийцам достался в середине апреля 2011 года после долгих переговоров и неоднократных откладываний вопроса принятия окончательного решения. Договоренность по названной сделке была достигнута между сторонами еще в ходе состоявшегося в январе 2009 года визита президента РК Н.Назарбаева в Индию. Тогда премьер-министр Индии и глава Казахстана выразили удовлетворение касательно успешного завершения переговоров и подписания соглашения между “ONGC Mittal Energy” и “КазМунайГаз” по блоку Сатпаев и подчеркнули необходимость скорейшего заключения контракта. Нью-Дели выразил надежду, что заключение соглашения явится началом долгосрочного взаимовыгодного сотрудничества в углеводородном секторе. Но решение вопроса с заключением контракта несколько затянулось. Информационное агентство “Bloomberg” опубликовало в начале декабря 2010 года материал своих индийских корреспондентов Бибхудатты Прадхана и Раджеша Кумара Сингха под названием “Kazakhstan May Transfer Satpayev Block Stake to ONGC by February” — “Казахстан может передать ONGC пакет акций блока Сатпаев к февралю”. Но заключение такого контракта не состоялось ни в феврале, ни даже в марте 2011 года. Таким образом, подписание документа оказалось приурочено к назначенному на середину тогдашнего апреля трехдневному визиту премьер-министра Индии Манмохана Сингха в Астану. Тогда и состоялось подписание договора. По данным газеты “Hindustan Times”, индийцы собирались потратить на такое приобретение 400 млн. долларов.
Напомним, что в 2005 году в Казахстане индийцы вступили в прямое соперничество с китайцами. И шла эта борьба за владение канадской энергетической компанией “PetroKazakhstan”, все производственные активы которого находились в Казахстане.
Индийское издание “SiliconIndia” в свое время охарактеризовало ее так: “China and India vying for Canadian Oil Co in Kazakhstan” — “Китай и Индия соперничают из-за канадской нефтяной компании в Казахстане”. Из этого соперничества победителем вышел Китай. О дальнейшем развитии подобного рода событий другое издание, “Indian National Interest”, в своей публикации под названием “India and Kazakhstan: Impetus Needed in Relationship” от 21 января 2009 года писало следующим образом: “Осознавая отчаянную энергетическую ситуацию в Индии, компания “Oil and Natural Gas Limited” (ONGC) добивается 40-процентной доли в казахстанском нефтяном разведочном блоке Сатпаев (с благословения России) на Каспии, будучи обойденной Китайской национальной нефтяной корпорацией (CNPC) при приобретении нефтяной компании “PetroKazakhstan”.
По данным структуры “Energy Information Administration”, являющейся управлением энергетической информации министерства энергетики США, в первой десятке крупнейших мировых импортеров нефти еще по итогам 2008 года Китай занял 3-е место после США и Японии, Индия – 6-ое место вслед еще за Германией и Южной Кореей.
На “светских ценностях” нашей страны в качестве одной из четырех главных причин того, почему же Индия придает большое значение Казахстану, останавливаться также не будем. Так что теперь остается обратить внимание на “обширные земли, доступные для крупномасштабного коммерческого фермерства”. То, что же под этим подразумевается, стало ясно несколько лет назад, когда газета “Calcutta Telegraph” опубликовала материал Джаянтха Джекоба под названием “Running short of land? Kazakhstan’s calling” — “Не хватает земли? Казахстан зовет”. Там говорится следующее: “Это могло быть проектом-мечтой Буддхадеба Бхаттачарджи решить свою земельную проблему. Посылать фермеров, нерасположенных расстаться с их участками, к обширным равнинам бывшего Советского Союза.
Не в Сибирь, … а в Казахстан.
Там фермеры из Бенгалии могли бы возделывать степи, выращивать рис, пшеницу, ячмень или хлопок с тем, чтобы продавать на местных рынках по хорошей цене.
Это могло бы случиться, если бы Центр последовал намеку от казахстанского президента Нурсултана Назарбаева, сделанному в ходе недавней поездки вице-президента Хамида Ансари в эту центрально-азиатскую страну.
Согласно источникам, г-н Ансари, который ездил главным образом для обсуждения энергетического сотрудничества, поражен этой идеей.
“Казахстанская сторона сказала, что их страна разработала политику сдачи земли иностранцам в аренду для культивации на 10 лет”, сказал здесь должностное лицо.
“Это только намек; нам необходимо разработать детали, прежде чем он сможет превратиться в конкретное предложение”.
Бывшая советская республика, равная пяти шестых территории Индии, располагает 820 000 тысячами квадратных километров пахотной земли, сказал источник. Но с плотностью населения, которая составляет одну шестидесятую от плотности населения Индии, она не имеет достаточно людей для возделывания всего ее. Поэтому свыше 600 000 тысяч квадратных километров годной культивации земли – около одной пятой общей территории Индии – растят лишь траву и сено”.
Вопрос о сдаче в аренду индийским крестьянам сельскохозяйственных земель был поднят в первой половине 2008 года. Поставила его на официальном уровне казахстанская сторона.
Представители же Индии, страны, где традиционно имеет место чрезвычайный дефицит сельхозугодий, были первоначально немало удивлены этим, но, ясное дело, не стали отклонять такую идею. Далее, похоже, они взяли инициативу в свои руки, ибо уж очень скоро стали появляться сообщения уже о конкретной ее реализации. Причем речь уже пошла применительно не только к бенгальским, но и к пенджабским фермерам.
Об этом, к примеру, упоминалось в материале британца Джим Роджерса, появившемся осенью того 2008 года в “Commodity Online”. Вот как об этом там сказано: “Индийцы – невероятные фермеры, которые смогли бы, по-видимому, конкурировать с Соединенными Штатами в сельскохозяйственном производстве. Но правительство не позволяет владеть людям более, чем 18 акрами. Это вытесняет многих продуктивных производителей. Фермеры из Пенджаба начали покупать гигантские пространства земли в Казахстане”. То есть имеются все основания полагать, что идея привлечения индийских фермеров в нашу страну предполагает охват практически всех штатов Индии.
Но даже если говорить только о называвшихся тут уже конкретно штатах Западная Бенгалия и Пенджаб, надо отметить, что населения в них (в Западной Бенгалии — 86 млн., в Пенджабе – 28 млн.) насчитывается раз в 6 больше, чем в Казахстане (где живет менее 16 млн. человек). Причем там сельские жители, как и в целом по Индии, составляют подавляющее большинство населения. В целом же в этой стране население по состоянию на июль 2008 года составляло 1,15 млрд. человек. В том числе сельские жители – порядка 750 млн. или 72,2 процента. Нехватка земель для них – просто катастрофическая. Поэтому не удивительно то, что сельчане стремятся перебираться в города. Но по мере перемещения индийского сельского населения в города там все более обостряется проблема нехватки рабочих мест. Это, в свою очередь, ведет к поступательному нарастанию напряжения в городских районах. Индия – не Китай. Там сельчане, перебирающиеся в города, не могут вливаться большими массами в индустрию. Дисбаланс между сельским и городским населением оказывает воздействие на большую индийскую политику и снижает скорость реформ.
Для государственных деятелей и политиков Индии это — большая и практически никак неразрешимая в обозримом будущем своими силами и возможностями проблема. Следовательно, можно себе представить, сколь приятным сюрпризом для индийского истеблишмента оказалась предложенная казахстанской стороной идея об индийских сельскохозяйственных арендаторах на сельских просторах нашей страны.
***
© ZONAkz, 2012г. Перепечатка запрещена