В Лондоне 6 ноября начинается судебный процесс по иску казахстанского “БТА Банка” к своему бывшему председателю Мухтару Аблязову. Он, еще не начавшись, порождает вопросы. Причем — отнюдь не праздные. К примеру – о том, в какую копеечку влетит эта тяжба сторонам, которые вынесли свой спор на рассмотрение высокого суда Лондона. И он, такой вопрос, интересует вовсе не только связанных непосредственно с этим делом людей, а также казахстанское общественное мнение. Тому свидетельство — выступление Найджела Бордмэна, партнера международной юридической фирмы “Slaughter and May” со штаб-квартирой в Лондоне, на страницах высокоавторитетной британской газеты “Financial Times” со статьей под названием “Britain’s legal system needs an overhaul — FT.com”.
Именитый ныне корифей своего дела сперва ударяется в воспоминания и ведет речь о практике деятельности в адвокатских фирмах в те времена, когда он сам только начинал свою деятельность в этой сфере в качестве юридического стажера. А вступил он на эту стезю, оказывается, еще в 1973 году. С тех пор, ясное дело, много воды утекло. Соответственно, многое поменялось.
Об этом он, переводя тему разговора к делам дня нынешнего, и говорит далее: “Несмотря на многочисленные финансовые скандалы, которые разразились начиная с 2008 года, нет никаких сомнений в том, что корпоративная жизнь в Великобритании в настоящее время иная и, во многих отношениях, лучше. Однако она все еще далека от того, когда можно было бы называть ее достаточно хорошей. Юридическая профессия в частности не дала адекватного ответа на произошедшие с 2008 года изменения в экономике. Мы все еще слишком сильно стремимся защищать свои собственные краткосрочные интересы, тогда как мы должны увидеть, что наше и британское в целом благосостояние зависит от яркого и справедливого правового рынка, на котором закон помогает бизнесу, а не препятствует ему.
Давайте начнем с судебного процесса. Имели место кое-какие попытки осуществления реформ со времени эксцессов дела BCCI против Банка Англии в 2005 году. Но цена правосудия по-прежнему остается непомерной”.
После этого Найджел Бордмэн в качестве примера приводит рассматривавшееся недавно дело по иску Бориса Березовского против Романа Абрамовича, в результате которого господин Березовский, как проигравшая сторона, оказался вынужден платить 35 миллионов фунтов стерлингов на покрытие расходов выигравшей стороны по завершению 12-недельного судебного процесса.
Далее автор пишет: “В рассмотрение судебного иска казахстанского “БТА Банка” против бывшего председателя Мухтара Аблязова вовлечены 50 ведущих солиситоров, в том числе 22 партнера и 32 барристера, включая восемь королевских советников”.
Небольшая справка. Солиситоры и барристеры – это две корпорации правовых заступников Англии. Сложившаяся уже давно реальность была такова, что солиситоры специализировались на консультации клиентов по самому широкому кругу вопросов. По своим функциям они были близки к корпоративным юристам. Так как они больше консультировали, чем выступали на судебных процессах. Барристерам же были более свойственны функции по ведению дел непосредственно в судах. То есть именно они больше соответствуют классическому представлению об адвокатах. Правда, по теперешним временам разница между названными двумя видами юридической квалификации все больше размывается. И все же даже сейчас за барристерами сохраняются более существенные права на то, чтобы выступать в суде.
Участие огромного количества высокооплачиваемых солиситоров и барристеров в рассмотрении иска “БТА Банка” к М.Аблязову гарантированным образом означает, что, если не одной, так другой стороне этот судебный процесс влетит в копеечку. В большую копеечку.
***
© ZONAkz, 2012г. Перепечатка запрещена