Британская газета “Financial Times” опубликовала репортаж под названием “Conoco sells stake in Kashagan field — FT.com”.
В нем говорится о том, что американская нефтегазовая группа “ConocoPhillips” согласилась продать свои 8,4 процента акций в гигантском месторождении Кашаган в Казахстане компании ONGC из Индии примерно за $5 млрд.
Информация о том, что она собирается выставить на продажу свою долю в этом проекте стала распространяться еще прошлым летом. Немногим менее трех месяцев назад, а именно 30 августа информационное агентство “Bloomberg” передало репортаж под названием “Exxon, Shell Said Seeking Control of $46 Billion Kashagan” — “Exxon”, “Shell” заявили, что они добиваются контроля над проектом Кашаган стоимостью в $46 млрд.”.
В нем со ссылкой на посвященные в детали дела неформальные источники сообщалось, что американский энергетический титан “Exxon” и англо-голландский нефтегазовый гигант “Shell” требуют увеличения своих долей в консорциуме по освоению Кашагана.
Тогда предполагалось, что они могут попытаться выкупить у группы “ConocoPhillips” ее 8,4-процентный пакет акций в этом проекте. Та, мол, планирует продать свои соответствующие активы по стоимости от $8 млрд. до $10 млрд. к середине 2013 года. В этой корпорации, оказывается, считали, что проект по освоению Кашагана может не предполагать долгосрочных стратегических возможностей.
В начале прошлого месяца появилась информация, которая вроде как опровергала возможность такого варианта развития событий с продажей акций группы “ConocoPhillips”. Информационное агентство “Reuters” опубликовало 2 октября переданный из Астаны репортаж под названием “Kazakhstan sets eyes on ConocoPhillips Kashagan stake | Reuters”.
В нем излагалось следующее: “Американская нефтяная компания “ConocoPhillips” готова продать свою долю в проекте по освоению казахстанского гигантского месторождения, и центрально-азиатская страна стремится приобрести этот пакет акций”, — заявили во вторник высокопоставленные казахские должностные лица.
В ответ на вопрос о том, продаст ли “ConocoPhillips” свою долю в консорциуме, казахский министр нефти и газа Сауат Мынбаев заявил журналистам: “Они проинформировали, что у них есть намерение продать”.
Американский нефтяной гигант владеет 8,4 процентами акций на этом месторождении.
Ляззат Киинов, глава казахстанской государственной нефтяной компании “КазМунайГаз”, заявил, что фирма “проявляет интерес” к покупке доли “ConocoPhillips”. Он не стал уточнять детали”.
Теперь, вот, выясняется, что индийцы обошли как американского энергетического титана “Exxon” и англо-голландского нефтегазового гиганта “Shell”, так и казахстанскую национальную нефтегазовую компанию “КазМунайГаз”. Интересно, как это у них получилось? Вопрос такой – отнюдь не праздный. Потому что без согласия ведущих акционеров консорциума, каковыми являются все три названные группы, индийцы не были бы в состоянии купить долю корпорации “ConocoPhillips”. А о том, чтобы они могли бы реально конкурировать за такой пакет акций с этой тройкой, и речи нет. Потому что правила таковы, что, если кто-то из членов консорциума решает продавать свою долю, другие его члены имеют приоритетное право на ее выкуп. А если же среди них не находится акционера, желающего воспользоваться такой возможностью, выставленная на продажу доля может быть приобретена сторонним покупателем. Но и на это требуется согласие других участников консорциума.
Уже был случай, когда доля в этом проекте продавалась, и нашелся для нее реальный покупатель, а сделка все же не состоялась из-за несогласия других акционеров.
Немногим менее десяти лет тому назад китайцы, вернее, представители Китайской национальной оффшорной нефтяной компании (CNOOC — the China National Offshore Oil Corporation) изъявили желание приобрести выставленный на продажу 8,33-процентный пакет акций этого консорциума. То есть доля была примерно такая же, какая теперь продается индийцам. CNOOC за незначительный по объему пакет акций консорциума предложил $615 млн. На то время это была очень хорошая цена. Продавать же собиралась группа “British Gas”. Однако из этой затеи у китайцев ничего не получилось. Другие западные группы, входящие в этот консорциум, решительно воспротивились тому, чтобы этот пакет достался китайцам. А у самого Казахстана тогда не было своей доли в проекте по освоению Кашагана. И китайцы были вынуждены отступить. Таким образом, предсказания аналитиков о том, что рано или поздно Запад и Китай столкнутся в споре за энергоносители Каспийской зоны, уже тогда начали оправдываться. То была первая их стычка. Китай попытался влезть в круг тех, кто застолбил за собой все крупнейшие разрабатываемые и потенциальные нефтегазовые месторождения Казахстана. Ему дали от ворот поворот. На шельфовой зоне Каспия сейчас, какая только страна не представлена своими энергетическими компаниями. А вот китайцев там до сих пор не было. Их и сейчас нет. А вот индийцам, получается, удается войти в проект по освоению крупнейшего месторождения Кашаган. В Казахстане Индия добивается того, чего не удалось достичь Китаю.
***
© ZONAkz, 2012г. Перепечатка запрещена