“Злой казах” ползет на берег?

Что стоит за слухами о гастролях в РК российских “инструкторов по национализму”

Редакция “Зоны” попросила меня навести справки в Москве относительно информации, которая в последнее время будоражит казахстанскую общественность. Якобы некоторые российский националисты, в первую очередь известный многим Александр Белов-Поткин, договорились с одним вашим беглым олигархом, и теперь будут помогать ему “раскачивать лодку”, разжигать в мирной республике националистическое движение. Назло и во вред Нурсултану Назарбаеву.

А сама операция, вполне в стилистике циничного юмора политтехнологов, вроде бы называется “злой казах”. (На всякий случай, это по мотивам “Казачей колыбельной песни” Лермонтова: По камням струится Терек, Катит мутный вал. Злой чечен ползет на берег, Точит свой кинжал.)

А тут, стало быть, злой казах ползет.

Правильнее всего было попросить комментария к этим слухам у самого Александра Белова-Поткина. С этого я и начал. Но Александр Анатольевич на предложение опровергнуть наветы или, наоборот, подтвердить свою готовность делиться с соседями опытом справедливой борьбы за народное счастье никак не отозвался.

Однако специалистов по русскому национализму в Москве предостаточно, они хорошо знают друг друга и охотно дают друг другу характеристики. Я пообщался с одним из самых сведущих в этом вопросе человеком, Виктором Милитаревым, вице-президентом Института национальной стратегии.

Вначале мы с ним довольно содержательно обсудили три источника и составные части русского национального движения. Виктор Юрьевич выделил в отдельную категорию городскую молодежь, которая, в отличие от национально озабоченных граждан старшего поколения, не только переживает проблемы внутри себя или на кухне, но и готова отстаивать свои права на улице, посредством мирных и не очень мирных шествий и даже врукопашную.

Однако насколько русские “уличные” националисты готовы слушать кабинетных идеологов национализма? На мой взгляд, между ними пока что лежит настоящая пропасть.

Виктор Милитарев эту оценку в основном подтвердил:

— Большая часть националистически настроенной русской молодежи не входит ни в какие организации, кроме околофутбольного движения, — считает вице-президент Института национальной стратегии. – Примерно половина этих ребят — футбольные фанаты, а вторая половина — так называемые автономы, которые могут поучаствовать в Русском марше, могут влезть в драку. Эта молодежь не имеет никаких политических лидеров. К теоретикам и организаторам, претендующими быть главными русскими националистами, она относится с презрением и не считает их серьезными людьми. Достаточно распространенная ситуация, когда эта молодежь так прямо и говорит: все эти Поткины и Демушкины – клоуны.

К “национал-публицистам”, полагает Виктор Юрьевич, отношение серединка на половинку. Кто их лучше знает, тот говорит: они такие же клоуны, только еще хуже, а другие говорят – ну да, они пишут хорошие вещи, мы с удовольствие читаем, но какие они лидеры? Так, журналисты. То есть никакой связи между уличным молодежным национализмом и разными “оргкомитетами” националистических организаций не существует.

— В этом легко убедиться, — продолжает Милитарев, — когда видишь, как на Русский марш все эти оргкомитеты выводят колонны общим числом полторы-две сотни человек, как все их организации с большим трудом добиваются численности, которая позволяет зарегистрироваться по нынешнему очень гуманному закону о партиях. Эти организации всегда были малочисленны, они всегда составляли по нескольку сотен человек на всю страну. Допустим, 200 человек в Москве и еще 200 по всей остальной России. А “демонстрация массовости” всегда достигалась обычным жульничеством. Когда за деньги договариваются с околофутбольными боссами, чтобы те привели на Русский марш несколько тысяч человек, которые пойдут под знаменами той или иной организации… Я уже не говорю о многочисленных подозрениях в том, что некоторые из лидеров этих организаций просто являются платными или бесплатными агентами ФСБ, департамента предотвращения экстремизма МВД, управления внутренней политики Администрации Президента и так далее.

— Таким образом, молодежная националистическая субкультура очень мало связана с людьми, претендующими на роль лидеров русского национализма, — еще раз подчеркивает вице-президент Института национальной стратегии.- При этом понятно, что политическая партия, которая предъявит разумные националистические требования, которые не покажутся народу страшными, в которых не будет фашизма, имеет в России серьезные шансы на успех.

Прошу Милитарева дать характеристику каждому из трех упоминающихся в казахстанских комментариях “национал-инструкторов”.

— Белов это один из нескольких человек, претендующих на лидерство в русском национальном движении. Но, как я уже говорил, улица относится к нему снисходительно-презрительно. Есть люди, которые его уважают, но их гораздо меньше. ДПНИ (Движение против нелегальной иммиграции) развалилось в значительной степени именно потому, что очень многие разочаровались в лидере, пришли к выводу, что он их предал. Тем не менее, в информационном пространстве Саша Белов один из самых раскрученных лидеров русского национального движения.

— При этом он неплохой оратор, умеет заводить толпу, — отдает должное Белову Виктор Милитарев, — но русской националистической молодежи далеко не всегда хочется быть гопниками, которые заводятся. Они воспринимают это так, что их хотят обмануть, “взять на фу-фу”.

По поводу Александра Аверина вице-президент Института национальной стратегии высказался так:

— Он человек чрезвычайно малоизвестный. Его знают только в национал-большевистской среде и как нацбола знают в той части либеральной или лево-радикальной общественности, которая профессионально борется с “кровавым путинским режимом”. При этом Саша Аверин очень неплохой парень, абсолютно честный, порядочный человек. Но, повторяю, чрезвычайно малоизвестная фигура.

— Третий фигурант, Петя Милосердов делал свою карьеру в качестве муниципального депутата, — говорит Виктор Милитарев. — Я не знаю, смог он избраться в этот раз или нет. Ну да, он кое-кому известен, у него были приятельские отношения с Навальным и Константином Крыловым. Но за лидера его никто не держит. К тому же он имеет те же проблемы что и я, то есть “неарийское происхождение”. У него папа караим. Ким Наумович Бакши довольно известный писатель и публицист. Он занимается армянской культурой. Петя лет десять тому назад сменил папину фамилию Бакши на мамину Милдосердов. Сам он человек весьма циничный и регулярно пытается заработать денег участием в политических кампаниях. Но обычно запрашивает очень высокие цены, и его “посылают”.

Спрашиваю у Милитарева, что, по его мнению, может стоять за активностью этих людей в Казахстане и насколько все это серьезно.

— Я думаю, что Милосердов ездит туда, где надеется заработать денег, — говорит вице-президент Института нацстратегии.

— Он может пригласить с собой Белова-Поткина, потому что Поткин знаменитость. Политтехнологи они оба чрезвычайно средние. При этом Поткин довольно успешный и ловкий мелкий предприниматель. Но любая попытка получить с кого-то серьезные деньги без достаточных на то оснований, просто надуванием щек и жульничеством, довольно быстро раскрывается, и с такого рода специалистами просто перестают иметь дело.

Что касается Аверина, то Виктор Милитарев “совершенно не уверен, что он ездил по той же самой линии”.

— В общем, — заключает вице-президент Института национальной стратегии, — по поводу всех этих “национал-инструкторов” я думаю, казахстанцам ничего серьезно брать в голову не следует. Просто у страха глаза велики, и вот кто-то в республике, скорее всего, из кругов, близких к власти, устраивает истерику. Может быть искреннюю, по глупости, а может быть постановочную.

***

© ZONAkz, 2012г. Перепечатка запрещена