“L’AGEFI”: Экс-мэр Алматы: У меня нет и не было банковских счетов за рубежом. Виктор Храпунов отвечает на все обвинения и претензии в свой адрес. Часть 1

Франкоязычная швейцарская газета “L’AGEFI” опубликовала материал Оливье Грива под названием La justice kazakhe mise en cause. Он представляет собой объемное интервью с бывшим мэром Алматы Виктором Храпуновым, ныне проживающим вместе со своей семьей в Женеве.

В предисловии к нему говорится так: “Виктор Храпунов. Он, занимавший пост мэра Алматы (экс-столицы Казахстана) с 1997 года по 2004 год, является объектом расследования по отмыванию денег в Швейцарии по запросу казахских властей. Он отчаянно опровергает”.

Далее уже следует само интервью. Журналист начинает так: “Женевская прокуратура возбудила дело по отмыванию денег против вашей семьи. Прокурор Жан-Бернар Шмид расследует происхождение денежных средств, инвестированных в Швейцарии…”.

А вот как реагирует на такое начало Виктор Храпунов: “Я понимаю, что швейцарские власти должны заняться вопросом по международному запросу, даже если он исходит от такого правящего режима, как нынешний казахстанский. Я это понимаю, но сожалею о том, что так происходит. Обвинения, выдвинутые против меня самого и моей семьи, основаны на мотивах политического характера. Вот уже около двух лет, как липовое казахское “правосудие” решило составить досье с целью обвинить меня в отмывании денег и других преступлениях. Я полностью отвергаю эти обвинения, которые имеют одну единственную цель — дискредитировать меня и заставить меня замолчать в качестве оппозиционера”.

Далее Оливье Грива задает уже конкретные вопросы, имеющие отношение к последним событиям вокруг семьи бывшего мэра Алматы. Виктор Храпунов обстоятельно отвечает на них. При этом открывается много неожиданного. Так что ответы экс-мэра “южной столицы” на некоторые такие вопросы не столько проясняют ситуацию вокруг его дела, сколько еще больше запутывают ее.

Оливье Грива: По сообщению франкоязычного телеканала RTS, десятки миллионов были заблокированы в банках “Credit Suisse” и “Schroder & Co Bank”?

Виктор Храпунов: Эти сведения франкоязычного телеканала являются ложными. Я призываю швейцарских журналистов и судей воспринимать поставляемую казахским режимом информацию с величайшей осторожностью. Фабрикация и фальсификация документов по политическим соображениям, в том числе и документов юридического характера наподобие представленного в сюжете франкоязычного телеканала, являются обычной практикой в Казахстане. Я повторяю, что у меня нет, и никогда не было банковских счетов за рубежом. А раз так, как счета, принадлежащие мне, могли бы быть арестованы? Во избежание дальнейших недоразумений, я еще раз уточняю, что в этих двух банках никакая сумма не была заблокирована на счетах, принадлежащих членам моей семьи.

Оливье Грива: В документе на русском языке, процитированном телеканалом RTS, утверждается, что ваши функции мэра позволили вашей жене разбогатеть: 70 земельных участков и зданий, принадлежащих государству, были скуплены с прибылью в размере $250 млн. в конечном итоге…

Виктор Храпунов: Эти обвинения являются ложными. Власти переняли пропагандистские методы Геббельса. Чем грубее ложь, тем больше шансов, что ей поверят. И чем оно грубее, тем больше от него что-то остается в памяти людей. Всем известно, что казахские власти не останавливаются ни перед какой манипуляцией для того, чтобы загнать в угол своих оппонентов. Я никогда не извлекал никакой личной выгоды с постов, которые занимал. Я был министром энергетики и угольной промышленности перед тем, как стать мэром Алматы. Однако, в отличие от правящих сейчас кланов, которые разграбили ресурсы страны, у меня нет в качестве собственности ни электростанции, ни шахты. Когда власть имущие люди отдавали мне приказы с целью передачи того или иного объекта своим родственникам, я всегда выражал свое негодование. Это есть та причина, из-за которой они отстранили меня от этого министерства с тем, чтобы назначить главой города Алматы.

Оливье Грива: Указывается, что компания “KazReallncom”, близкая к вашей жене, смогла приобрести детский сад на аукционе за 336 934 франков, когда он был приватизирован, и это благодаря вашим функциям на посту мэра. В 2003 году она продала его за 13,4 миллиона…

Виктор Храпунов: В отношении этой аналогичной лжи я совершенно спокоен, и я готов сотрудничать с тем, чтобы опровергнуть все ложные обвинения, сконструированные против меня и моей семьи. Речь идет о здании, которое было приобретено вполне законно, на тендерных торгах, без какой-либо поблажки, в рамках приватизации десятков детских садов и яслей, заброшенных или таких, которые, будучи недостроенными, находились в аналогичном запущенном состоянии. На момент приобретения речь шла о развалине. После вложения значительных инвестиций здание было полностью обновлено. Оно включало в себя учебные комнаты в соответствии с техническими условиями, вмененными в обязанность городом. Лейла также создала первую французскую пекарню в Алматы и швейное ателье с 50-ю вновь созданными рабочими местами.

Оливье Грива: Журнал “Bilan” в своем рейтинге 300 самых крупных состояний в Швейцарии в прошлом году приписывал вам от 300 миллионов до 400 миллионов и виллу в Колоньи. Откуда взялись эти деньги?

Виктор Храпунов: Справедливым образом “Bilan” исключил нас из этого списка в своем последнем выпуске. Моей семье нечего делать в этом рейтинге. У меня нет шофера, нет также частного самолета или яхты. Вилла в Колоньи была куплена моей дочерью благодаря ипотечному кредиту. Сегодня там проживает вся наша семья, включая родителей моей жены, ее сестру, мужа ее сестры и их двух несовершеннолетних детей. У нас есть еще квартира в Женеве, которая находится на стадии строительства. Всецело фантастические цифры, опубликованные этим журналом за эти два предыдущих года, нанесли нам много вреда. Я боюсь, что члены правящих кланов Казахстана предоставили ложные сведения журналу. И теперь казахское правосудие использует их в качестве доказательства.

Оливье Грива: Как ваши неприятности с казахским руководством начались?

Виктор Храпунов: Это стечение обстоятельств, которые осложнились с женитьбой в июле 2007 года моего сына Ильяса на дочери оппозиционера Мухтара Аблязова, бежавшего в Лондон. Когда я пошел лично сообщить руководству новость об этом союзе, который пожелали заключить наши дети, там не пришли в восторг. Впоследствии Мухтар Аблязов стал объектом гонений, и власть имущие люди завладели его имуществом. Они сами являются королями коррупции. Они превратили обширную страну, которая пять раз больше Франции, в свое частное семейное предприятие. Незаконным образом их кланы взяли под свой полный контроль нефтегазовый сектор, а также отрасль цветных металлов (медь, золото и т.д.). Они основали компанию, которая была ими продана группе “Glencore”, и создали компанию “Казахмыс”, которая контролирует всю индустрию цветных металлов. Они контролируют огромное сталелитейное предприятие в городе Темиртау (Карагандинский металлургический комбинат), проданное индийцу Лакшми Митталу, но при сохранении доли участия. Они контролируют всю электрическую и термическую энергетику Казахстана. Они заявляют желание бороться с коррупцией, но никто не верит. Они положили парламент в карман. Будучи очень послушным, этот орган власти принял в 2010 году закон, который запрещает требовать у главы государства отчетов. Они узаконили культ личности президента Нурсултана Назарбаева. Никто не имеет права критиковать высшие власти страны или раскрывать информацию о банковских счетах представителей правящих кланов. Применяется уголовный кодекс, даже смертная казнь. Правящим и имущим кланам принадлежит почти 99% средств массовой информации. Президент провозглашен Лидером Нации.

(Окончание следует)

***

© ZONAkz, 2013г. Перепечатка запрещена