Самолеты взлетают и падают, цены на железнодорожные билеты растут, Серик Баймаганбетов получил десятку “строгача”, антитеррор в законе

В Зоне Казнет-внимания

“Лучше потерять любимую девушку, чем скорость на четвертом развороте”.

Авиационный афоризм

Крушение военно-транспортного самолета Ан-72 под Шымкентом, в результате которого среди 26 погибших оказался и глава пограничной службы Турганбек Стамбеков с супругой, вызвало массу разнообразных комментариев. Их можно разделить на несколько блоков. Первый условно назовем “Карма за Челаха”, ведь не зря же мама осужденного пограничника кидала в представителей власти какой-то заговоренный мак с проклятиями. Второй массив комментов “Технический”. Просто диву даешься какое количество людей в Казнете соображает в авиации или делает вид, будто понимает в самолетах и правилах аэронавигации. Например, по их постам получается, что Ан-72 по своим летно-техническим характеристикам при отказе двигателей может планировать и садиться на брюхо. То есть теоретически экипаж и пассажиры самолета должны были остаться в живых. Однако на практике самолет, скользя по земле, попал в карьер, для каких-то целей вырытый прямо посреди степи. В итоге все погибли. Что-что, а закон подлости в нашей жизни всегда действует безотказно.

Третий блок комментариев на тему крушения пограничников связан со спецификой взаимоотношений в данном ведомстве, которая примерно такая же, как и в других разновидностях дружной семьи силовых структур. Если вкратце, то формула классическая: “я начальник, ты – дурак”. В этой связи самолет с полковниками может нормально лететь только в том случае, когда за штурвалом сидит генерал. Поскольку схема сугубо гипотетическая, воздушные суда водят лейтенанты, а руководство не волнует – есть у них допуск к полетам в сложных метеоусловиях или нет: приказ получен – надо выполнять. Ну а в результате 26 трупов, общенациональный траур и раздолье для всевозможных спекуляций. В комментах отмечают, будто гибель Ан-72 с главой погранслужбы – это часть в серии мероприятий по “зачистке” много знающих людей в рамках дела Владислава Челаха и погранпоста Арканкерген.

Транспортную тематику продолжили в АО “Пассажирские перевозки”. С 7 января текущего года на 12% повышены тарифы на железнодорожные пассажирские перевозки – пригородные, межобластные, международные. По утверждениям железнодорожников стоимость экипировки составов дизельным топливом выросла на 15%, твердым топливом – на 5%, водой – в среднем на 14-20%, цена технического обслуживания вагонов – на 30%, капитального ремонта вагонов – на 40%, деповского ремонта – на 4%. Поэтому и любителям передвижения по железным дорогам теперь придется раскошелиться дополнительно.

В Казнете начало и конец информационного процесса не всегда жестко привязаны друг к другу. Вот и тема повышения цен на билеты разошлась по разным направлениям. Одни комментаторы ударились в объяснение того, что в Казахстане при его большой территории и низкой плотности населения железнодорожное сообщение – жизненно важный элемент государства. Поэтому правительство должно активнее субсидировать железнодорожную отрасль, делая перемещение жителей менее затратным. Другие отмечают, что аваикомпании-дискаунтеры продают авиационные билеты по цене железнодорожных и при этом получают прибыль, а железнодорожные пассажирские перевозки вечно убыточные. Значит, на КТЖ нужно привносить передовой менеджмент, следствием чего в идеале будет понижение цены и повышение качества сервиса. Третьи предлагают железнодорожникам для начала помыть вагоны, а потом уже и цены на билеты поднимать. Ну а четвертые ребром вопрос о коррупции. На какие дивиденды в столице нашей родине городе-герое Астане у “Казахстан темир жолы” такое гигантское помпезное здание? Штаб-квартира железнодорожников в Германии куда скромнее местного размаха будет, хотя обороты в разы выше. А еще комментаторы интересуются, когда Аскар Мамин, начальник КТЖ, находит время для работы, ведь он ни одного матча хоккейных команд “Барыс” и “Астана” не пропускает?

Серик Баймаганбетов, экс-глава комитета таможенного контроля министерства финансов, обвиняемый в получении взятки в особо крупном размере и злоупотреблении должностными полномочиями, признан виновным и приговорен к 10 годам лишения свободы в исправительной колонии строго режима. Г-н Баймаганбетов, среди прочего, обвинялся в получении взятки частями в общей сумме $80 тыс. за назначение на должность заместителя начальника одного из областных департаментов таможенного контроля. Комментаторы подсчитали, что компания с “полосатиками” (заключенные мест лишения свободы строгого режима в специальной полосатой форме) обошлась главному таможеннику по восемь “штук” баксов за год.

В Казнете часть публики отличается особой пытливостью. Именно эти и подняли вопрос, а за что реально посадили Серика Баймаганбетова. Ведь если почитать материалы приговора, то большинство представителей руководства таможенной службы страны можно отправлять следом. По одной из версий, экс-глава таможенников переметнулся к другой “крыше”, за что был примерно наказан. По другому сценарию он остался верен своей банде, но был “зажеван” между колесиками государственного механизма в ходе очередного межкланового замеса. Как бы то ни было, но очередного в прошлом высокопоставленного начальника, а ныне заключенного почти никто не жалеет. Зато злорадствующих изобилие. В основном г-ну Бамаганбетову припоминают кровушку и слезы “челноков”, а Бог не фраер и на его весах и счетах все отмерено, учтено и роздано как положено. Добрые жители Казнета с нетерпением ждут посадок новых высокопоставленных чиновников, поскольку это одно из любимых развлечений для интересующихся политикой.

Один из первых законов, которые президент подписал в 2013 году, касается усиления мер по борьбе с терроризмом. Судя по нормам закона, полномочия спецслужб существенно расширяются и стрельба очередями по подозреваемым в терроризме фактически узаконена. Однако комментаторы указывают на извечную ахиллесову пяту казахстанских законов: какие новые мудреные и правильные законодательные акты для наших исполнителей не напиши, сами-то они остались прежние, а потому и пойдет все по-прежнему, то есть очень плохо.

Казнет, который сам является порождением технического прогресса и предоставляемых им информационных свобод, болезненно реагирует на новый закон в том плане, что он фактически усиливает охоту на ведьм и ужесточает ответственность всех инакомыслящих. Все, что касается урезания свободы слова и самовыражения комментаторов (не путать с ментотролями) настораживает и вызывает реакцию отторжения. Отдельный блок комментариев был посвящен тому, что в своем нынешнем виде Республика Казахстан ничего серьезного непонарошковому терроризму противопоставить не может. К примеру, предприятия, занимающиеся по роду своей хозяйственной деятельности взрывными работами, годами не проверяются со стороны КНБ, а за это время взрывчатку можно наворовать вагонами, объекты жизнеобеспечения и жизнедеятельности охраняются пенсионерами с фонариками, а трубопроводы и железнодорожные пути по факту не охраняются вообще. Поэтому против инакомыслящих новый закон еще можно будет применять, а реальных террористов он способен только рассмешить.

***

© ZONAkz, 2013г. Перепечатка запрещена