WPR: Выбор РК для переговоров по Ирану обусловлен тем, что Астана подала официальную заявку на принятие международного “банка ядерного топлива”

Разговор о том, что же конкретно подразумевает такая инициатива Казахстана

Издание “World Politics Review” опубликовало статью Ричарда Вейтца под названием Global Insights: Kazakhstan as Model, and Mediator, for Iran’s Nuclear Program”.

В ней Казахстан представляется как “модель и посредник для ядерной программы Ирана”.

Автор пишет: “То, что шеф внешней политики Евросоюза Кэтрин Эштон выдвинула предложение о проведении очередного раунда переговоров по ядерной проблеме в Казахстане 25 февраля, а Иран его принял, не случайно”.

Толчком к принятию такого решения, по его словам, послужило сделанное казахстанским министром иностранных дел Ерланом Идрисовым в ходе его визита в Москву в конце января заявление, которым он еще раз подтвердил готовность своей страны принять подобную встречу. Но, видимо, этим обстоятельством не исчерпываются аргументы в пользу выбора Казахстана в качестве посредника в рассматриваемом вопросе. Ибо вот на что еще Ричард Вейтц в своей статье обращает внимание: “С тем, чтобы помочь в решении иранского ядерного кризиса, а также удовлетворить потребности Ирана в ядерных услугах, Казахстан в июле 2011 года подал официальную заявку на принятие у себя первого в мире международного “банка ядерного топлива” под контролем МАГАТЭ”.

Что же конкретно подразумевает такая инициатива официальной Астаны?

Британский журналист Хамфри Хоксли из “BBC News” в своем репортаже из нашей страны под названием BBC News — International nuclear bank — helping world peace? сообщал, что МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии), как ожидается, “достигнет более широкой договоренности с Казахстаном о хранении 60 тонн урана на заводе в восточной части страны”. Цель заключается, как объяснялось далее, “в убеждении примерно 60 развивающихся стран, планирующих использование ядерной энергии в ближайшем будущем, в том, что им нет необходимости следовать иранскому пути обогащения своего собственного урана”.

Напомним, новость о том, что Казахстан обратился к Белому дому с предложением разместить у себя международный “банк ядерного топлива”, получила в начале апреля 2009 года распространение в средствах массовой информации Запада. “Президент Обама еще не принял окончательного решения, — заявил тогда представитель американской администрации в ответ на просьбу прокомментировать такую информацию, — но обдумывает идею размещения хранилища в Казахстане”.

Похоже, руководитель США уже принял окончательного решение по предложению о “размещения хранилища в Казахстане”. Иначе Астане незачем было бы подавать официальную заявку на этот счет. Но она была представлена, получается, еще свыше полутора лет тому назад. Теперь, вот, Казахстан, похоже, собирается принять переговоры по иранской ядерной программе не только как дружественное Тегерану государство, но и также как страна, которая готова принять накопленные иранцами запасы ядерного топлива, если, конечно, те, в соответствии с требованиями западных держав, согласятся передать их на международное хранение под контролем МАГАТЭ.

Непонятным остается только одно: зачем все это нашей стране?!

***

© ZONAkz, 2013г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.