“FINalternatives”: Казахстан с его Национальным нефтяным фондом ищет менеджеров для надзора за инвестициями

А как быть с теми средствами из ННФ, которые были выделены в 2008 году на преодоление отечественного банковского кризиса и до сих пор не возвращены? Каковы шансы на то, что их удастся вернуть в полном объеме?

Специализированное финансовое издание “FINalternatives” опубликовало репортаж под названием «Kazakhstan Seeks Hedge Fund, P.E. Managers.

В нем говорится о том, что центрально-азиатская страна Казахстан с его Национальным нефтяным фондом, в котором накоплено $58 миллиардов, ищет менеджеров для надзора за инвестициями в размере $300 миллионов.

Такая информация появляется на фоне раздающегося в парламенте РК требования создать госкомиссию по вопросу возвратности средств, выделенных на борьбу с кризисом из того самого ННФ. Напомним, что тут имеется в виду.

Депутат верхней палаты парламента РК Гани Касымов 31 января, озвучивая свой депутатский запрос на имя премьер-министра на пленарном заседании сената, сказал так: “Глава государства задал вопрос о возвратности. Договоренность была о возвратности. А ею близко не пахнет. Я прошу, чтобы правительство в полном объеме обследовало состояние этого вопроса, и точно и объективно дало информацию депутатам”. Он также попросил создать государственную комиссию и на основе ее выводов ответить парламенту, что сталось с этими средствами.

Речь идет о деньгах Национального нефтяного фонда, выделенных на борьбу с кризисом. Вопрос о том, куда же могли пропасть средства, предназначенные на это дело, первым поставил президент Казахстана. И возник он у него неспроста.

О пропаже денег Нурсултан Назарбаев заговорил в ходе совещания, на котором рассматривались итоги прошедшего 2012 года, а также вопросы дальнейшей реализации стратегии “Казахстан – 2050”.

 

“Попросить и расходовать деньги Национального фонда легко. Те средства, которые были выделены в 2008 году на преодоление кризиса, исчезли, их нет, и нет возврата. Мы их не видели”, — признался он. По его словам, все в свое время “просто таки доказывали, что деньги будут возвращены”.

 

“Деньги Национального фонда — это те средства, которые нужны нам на крайний случай, когда нам будет очень тяжело сохранить социальное спокойствие граждан и не допустить рецессии в экономике страны. Мы должны использовать эти деньги также и для развития, возможно, для банков, но давайте для начала разберемся”, — заявил Нурсултан Назарбаев.

Деньги на борьбу с кризисом были выделены из Национального нефтяного фонда после того, как банковские структуры попали в крайне трудную ситуацию. И они должны были пойти на капитализацию конкретных банков.

 

“Те деньги, которые были выделены фондом для капитализации национального фонда “Самрук-Казыны”, останутся в общем капитале, но что касается тех, которые выделялись в качестве кредитных средств, они в обязательном порядке должны быть возвращены Национальном фонду Казахстана”, — сообщил тогда главе государства министр финансов Болат Жамишев.

А министр экономики и бюджетного планирования Ерболат Досаев выразил уверенность в том, что после того, как те банки будут проданы, все выделенные Национальным нефтяным фондом средства вернутся. И добавил: “Но, как вы знаете, банки еще не проданы”.

В результате Н.Назарбаев дал поручение в течение текущего года вывести государство из капитала банков АО “БТА Банк”, АО “Альянс Банк” и АО “Темирбанк”.

Но вернуться ли обратно в полном объеме выделенные на их поддержку средства Национального нефтяного фонда? Если да, то когда?

Это представляется проблематичным при наличии примера итальянского финансового консорциума “UniCredit”, который в 2007 году приобрел казахстанский “АТФ Банк” за $2,1 млрд. (1,6 млрд. евро), а теперь собирается продать его уже за $0,5 млрд.

При этом, как сообщалось в свое время, банковской группе “UniCredit” пришлось “списать свыше 500 млн. евро от стоимости казахстанского банка менее чем через год, поскольку эта центрально-азиатская страна пошатнулась от кредитного кризиса”. Так что “UniCredit”, сейчас уже и не думает вовсе о возврате потраченных на “АТФ Банк” денег в полном объеме. Итальянский консорциум предполагает пойти лишь на такие меры, какие еще остаются возможными. И не более. Представители этой структуры заявляют, что только за 2007-2011 годы списания по “АТФ Банку” составили свыше 1 млрд. евро. Восстановления же, по их словам, не предвидится. Так что итальянцам не до жиру, быть бы живу.

В аналогичной ситуации оказалась южно-корейская финансовая группа, которая приобрела казахстанский банк “Центркредит”. Об этой истории в свое время много говорилось и писалось за границей. А в Казахстане она осталась не очень замеченной. Попробуем восполнить такой пробел.

Британская газета “Financial Times” тогда опубликовала переданный из Сеула материал Сона Джун-а под названием S Korean regulator punishes Kookmin officials — FT.com, в котором говорилось так: “Финансовые регуляторы Южной Кореи наказали банк “Kookmin”, а также его нынешних и бывших должностных лиц за решения, которые привели к убыткам в $948 млн. в крупнейшей розничной кредитной банковской структуре страны. Большая часть убытков проистекает из состоявшегося в 2008 году приобретения банком “Kookmin” казахстанского банка “Центркредит” и выпуска облигаций с обеспечением на 1 млрд. долларов”.

А ведь “Kookmin” владеет 42 процентами акций в названной казахстанской банковской структуре. И то ее убытки оказались огромными.

АТФ и “Центркредит” входили и входят в первую шестерку крупнейших банков Казахстана. Истории, которые приключились с их зарубежными инвесторами, получили широкую известность и на Западе, и на Востоке. На их фоне представляется маловероятной возможность безубыточного сбыта госпакетов акций АО “БТА Банк”, АО “Альянс Банк” и АО “Темирбанк” потенциальным покупателям. Следовательно – и возврат всех выделенных Национальным нефтяным фондом на их поддержку средств.

***

 

© ZONAkz, 2013г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.