Сливать воду в унитазе или лечиться от дизентерии?

Тарифы на ЖКХ растут, доходы населения падают, интересы потребителя остаются без защиты

“Почему тарифы? – Потому что тема постоянно обсуждаемая и является каким-то нерешаемым вопросом”, – ввел в курс темы Ерлан Смайлов, модератор КИПРа (Клуб Института политических решений). Само первое заседание Клуба в текущем году называлось “Тарифы в ЖКХ: обоснованность роста, прозрачность, эффективность использования”. Чиновники говорили, что они заботятся о потребителе, потребители не могли найти признаков этой заботы, а текущую ситуацию сформулировал Даурен Кайсаров, президент ОО “Казпотребнадзор”: “Слушайте лохи: мы опять повышаем тарифы на модернизацию”.


Ерлан Смайлов сообщил, что ежемесячные социологические замеры ИПРа в 16 городах (областные центры, Алматы и Астана) фиксируют стабильно высокий уровень повышенного беспокойства горожан в графе “рост цен и тарифов, удорожание коммунальных услуг”. Также высокий уровень тарифов на ЖКХ выступает одним из болезненных барьеров на пути развития производства и предпринимательства.

Лилия Рогозян, советник председателя Агентства РК по регулированию естественных монополий, выступила с презентацией “Тарифная политика в сфере жилищно-коммунального хозяйства”. АРЕМ на сегодняшний день наделен полномочиями тарифного и технического (нормы расходования материалов, штатная численность персонала) регулирования.

“Наша главная стратегическая задача – защита прав потребителя”, – заявила г-жа Рогозян. Вторая задача: модернизация отрасли. В том числе через реализацию инвестиционных программ. Третье: “зеленая экономика”.

Видео Лилия Рогозян:

По словам Лилии Рогозян, инвестиции напрямую не закладываются в тариф. Также она признала системную проблему действующего нормативного метода: “Субъект естественной монополии не заинтересован в сокращении затрат”. На этой почве Агентство проявляет все больший интерес к методу сравнительного анализа. “Созданы рабочие группы по реагированию на обращения граждан, – указала докладчик. – За 2012 год мы вернули потребителям 2 млрд. тенге”. Также она сообщила, что есть решение о бюджетном финансировании тех НПО, которые активно защищают потребителей.

“Ускоряющийся рост тарифов: причины и возможности стабилизации” – так называлась презентация Петра Своика, председателя Алматинской общественной антимонопольной комиссии. Он указал, что в данный момент идет только парное взаимодействие госрегулятора и монополиста. “Потребителя в этой схеме нет”, – подчеркнул докладчик.

“Несколько лет назад кривая роста нагрузок и кривая падения мощностей встретились”, – особо выделил г-н Своик. Деятельность АРЕМ он характеризует как “тарифные тормоза”, но в последние года эти тормоза “не держат”. “Рост тарифов происходят все чаще и цены вырываются за коридор инфляции. Естественные монополисты сами выступают мультипликаторами инфляции”, – отметил докладчик.

Петр Своик сообщил, что за последние четыре года, пока действует инвестиционный тариф, инвестировано более 507 млрд тенге (свыше $3 млрд), но ничего сколько-нибудь заметного за эти гигантские деньги не сделано.

Петр Своик:

“Организованного потребителя нет – некому требовать исполнения нормативов”, – констатировал г-н Своик. Он предлагает утверждать тарифы не за год вперед, как это делается сегодня, а по результатам реального аудита за год. “Утверждение тарифа должно быть состязательным”, – ключевой момент в таком механизме.

“Смогли инициировать разработку законопроекта “Об общественном контроле”, – поделилась законодательными новостями Светлана Романовская, депутат Мажилиса парламента РК. “Надо у людей спросить чего они конкретно хотят – какие госпрограммы”, – высказала она идею подхода к проблеме.

“Люди ВВП в карман не положат, а уровень жизни действительно падает”, – констатировал Анатолий Пуриц, вице-президент Алматинской ассоциации предпринимателей. “Не надо экономить, а надо пользоваться эффективно. Не надо жить в темноте и не чистить зубы”, – концептуально предложил он. Вместе с тем, предприниматель подчеркнул: “Граждане уже не могут платить”. “Средняя квартира – 50 квадратных метров – платили 10 тыс. тенге пенсионеры, теперь около 30 тысяч, – привел он пример. – Ровно в шесть раз поднимаются тарифы на воду”.

Анатолий Пуриц:

Модератор по ходу дискуссии постоянно просил сфокусироваться на конструктивной стороне проблемы: тариф растет и ничего не модернизируется (средний уровень износа по республике остается на отметке в 70%) – что делать?

Эльвира Пак, Фонд Эберта в Казахстане, рассказала на личном примере как росли цены за потребление воды на примере семьи из четырех человек. Масштабы впечатляют.

Эльвира Пак и Даурен Жандарбек:

Даурен Жандарбек, директор Алматинского департамента АРЕМ, рассказал о пользе высоких тарифов в деле экономии ресурсов. Потребление воды на человека в мегаполисе сократилось с 288 литров в сутки раньше до 125 литров сегодня.

Василий Резван, президент ОО “Союз защиты предпринимателей и собственников”, заметил, что “все работники АРЕМ, которых мы знаем 15 лет, потом работают у монополистов”. “Предпринимателем вы можете не быть, но потребителями мы все родились”, – подчеркнул г-н Резван. В общую картину состояния дел по Алматы он добавил, что “газ вообще не контролируется”.

Жакып Бокенбаев, директор департамента электроэнергетики и угольной промышленности министерства индустрии и новых технологий РК, выступил за персональную ответственность поставщиков коммунальных услуг. Он сослался на опыт Финляндии, где в договорах стразу прописывается, что если поставщик в течение года три раза отключал свет, то потребитель за весь год не платит, а поставщика еще и штрафуют.

“Повышение тарифов – вынужденная мера правительства”, – сообщил г-н Бокенбаев. “Везде, где есть возможность, мы должны идти к конкурентному рынку”, – высказал он свою позицию.

Жакып Бокенбаев:

“Пенсионеру с его минимальной пенсией приходится до 80% отдавать за коммунальные услуги”, – особо выделил Даурен Кайсаров. “Потери в электросетях возросли, тогда куда ушли 500 миллиардов?” – задал он практически риторический вопрос. Г-н Кайсаров предлагает использовать опыт федеральных земель в Германии, где услуги ЖКХ включены в потребительскую корзину. “А то выходит, что человек получает 20 тысяч тенге и должен отдать 25 тысяч”, – проиллюстрировал он нынешнюю действительность.

Даурен Кайсаров:

***

© ZONAkz, 2013г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.