Яблоко всегда считалось символом вожделения и познания. Однако, в отличие от эмблемы знаменитой компании Apple Computer – яблоко, надкушенное и с полосками, что означает надежду и анархию, — эмблема компании “Верный капитал” — тоже яблоко, — оно целое.
Почему именно яблоко в эмблеме? В ответе председателя Совета директоров инвестиционной компании “Верный капитал” Тимура Исатаева ностальгические нотки: ее отцы-основатели родом из Алматы, сейчас вынуждены жить и работать в Астане. Что же касается названия компании, то, кроме того, что слово “Верный” — это старое название нашей южной столицы, в нем много иного смысла. Например, верность – тоже капитал, но нравственный.
На пресс-конференцию, которая проходила вчера в Астане, в пресс-клубе Службы центральных коммуникаций “Казмедиа”, в режиме видеосвязи с Алматы, руководство компании пригласило журналистов по случаю, очень знаменательному в ее жизни.
Буквально 15 февраля межведомственная комиссия правительства Казахстана одобрила приобретение “Верным капиталом” двух золотоносных месторождений – Райгородок в Акмолинской области и Комаровская в Костанайской. После прохождения юридических формальностей сделка закроется не позднее 26 февраля. По крайней мере, руководство компании надеется на то. В целом переговоры по сделке шли около двух лет.
Месторождения приобретены у компании CAMMEX, в частности, у ТОО “Орион Минералс”, которое владеет правами недропользования на этих золотоносных месторождениях.
Цена приобретения — 30 млрд. тенге. Согласно сделке, “Верному капиталу” принадлежит 10,5%, ТОО “Казцинк” — 89,5%.
Особый случай
Само по себе приобретение какого-либо предприятия не представляет особого интереса. В конце концов, все что-то продают и покупают. Но “Верный капитал” — особый случай.
— Сделка полностью вписывается в философию той бизнес-деятельности, которую проповедует “Верный капитал”, — говорит Тимур Исатаев. — “Верный капитал” — компания, которую мы пытаемся выстроить как самого стандартного представителя того вида финансовой деятельности, который называется “прямое инвестирование”, и ищет возможности инвестирования на разных сегментах рынка. В первую очередь, нас интересует “домашний” рынок. Мы ищем компании, которые представляют из себя интерес в случае, если с ними поработать. Кто-то даже пошутил, что мы – как тот доктор, который ищет больного, страдающего разного рода недугами. Недуги бывают разные – отсутствие менеджмента, финансирования, бывает неправильная стратегия, бывает, компания слишком разрослась и т.д. Все они представляют интерес, если правильно к ним подойти и заниматься правильной реструктуризацией.
Мы ищем такие компании, приобретаем их по рынку. И тут очень важно сказать, что “Верный капитал” всегда покупает компании на вторичном рынке, всегда платит за них справедливую рыночную цену и пытается создать из них что-то новое, что-то полезное, то, что будет работать, создавать рабочие места и, естественно, будет больше зарабатывать.
Философия “Верного”, как видно, проста. Сделка по Райгородку и Комаровскому полностью вписывается в этот формат. Как, впрочем, и по Васильковскому ГОКу, который компания приобрела ранее. Если до этого он производил максимум одну тонну золота, то по итогам 2012 года — 9 тонн чистого золота. “На Васильковском месторождении в течение более десяти лет очень много компаний сломали свои зубы. Это очень сложный проект — был и остается. Нам это удалось сделать”, — заметил на пресс-конференции генеральный директор группы компании “Верный” Ерлан Оспанов.
Есть ресурсная база
Запасы месторождения Комаровское оцениваются в более чем 40 тонн, Райгородка – около 19 тонн. Новые собственники намерены реализовать инвестиционную программу по дальнейшему их промышленному развитию, которая будет выстраиваться в зависимости от технологий, которые предстоит разработать. В частности, на Комаровском изучаются варианты переработки первичных руд со строительством перерабатывающего комплекса. Будет ли это новая фабрика тоже зависит от технологии. Месторождение же Райгородок находится на более ранней стадии развития. Здесь стартовым приоритетом будет доразведка вместе с расширением имеющихся производственных мощностей. “Верный капитал” в дальнейшем ожидает прирост запасов на этом месторождении. Выбор технологии и объемы инвестиций будет зависеть от результатов дополнительной геологической разведки, изучения потенциально возможного извлечения запасов.
— Если говорить о самой сделке, то в ней “Верный капитал” выступил в качестве организатора и инвестора. Мы соединили интересы нескольких сторон – продавца, нашего давнего партнера — компании Казцинк. Мы сделали эту сделку через создание СП и в дальнейшем наши намерения – во-первых, развивать этот актив, вдохнуть в него новую жизнь; во-вторых, дать новый толчок развитию самой компании Казцинк, — пояснил Ерлан Оспанов.
“Да, это наша работа – искать активы, которые недооценены по тем или иным причинам, — подчеркнул он. — Мы проводим работу по увеличению стоимости через улучшение менеджмента, корпоративного управления, улучшению финансового состояния приобретенного капитала. Мы приносим новые технологии, новые продукты. Мы выступили в роли профессионального модератора сделки: увидели бизнес-возможность, свели вместе потенциально заинтересованных в друг друге участников рынка и обеспечили заключение сделки на взаимовыгодных условиях. Наша компания организовала, структуировала и провела “под ключ” эту сделку. Мы привлекли партнера – Казцинк, заинтересованную в укреплении ресурсной базы и обеспечении рудой своего золотодобывающего подразделения – АО “AltyntauResources”.
Не стрелять из пушки по воробьям
Сколько внешних займов и собственных средств привлечет “Верный капитал” в инвестирование приобретенных месторождений – один из множества вопросов, прозвучавших на пресс-конференции.
— Мы не разделяем заимствования на внешние или внутренние. В каждом конкретном случае подбираем правильный микс. В каждой конкретной инвестиции это должен быть правильный микс собственных средств и заемных.
… Никто лучше не знает заемщика, конкретное месторождение, конкретное предприятие, чем местные банки. Поэтому мы стараемся для конкретной инвестиции привлекать заемные средства в конкретной стране. Если потребуются заемные средства для развития Комаровского месторождения, то, в первую очередь, это будут казахстанские банки. И, скорее всего, это будут единственные источники для такого рода заимствования.
Что касается внешних заимствований в виде еврооблигаций и других вещей. Нет, мы не планируем это. Сколько вообще заемных средств мы сможем привлечь на такого рода проект, будет известно после того, как определимся с технологиями и будет готово технико-экономическое обоснование, — говорит Тимур Исатаев.
По его же ловам, приобретение золотоносных месторождений положительно повлияет на проблему занятости населения в акмолинском и костанайском регионах. В качестве примера привел ситуацию по Васильковскому ГОКу. На момент приобретения его “Верным капиталом” там ничего не было, кроме огромного карьера, и то недоразвитого, технологии – очень грубые. На предприятии было занято около 200-300 человек. С приходом нового собственника ГОК является главным работодателем в кокшетауском регионе. Сегодня там работает около 1000 человек.
Такая же динамика будет и с Райгородком и Комаровским, уверен председатель Совета директоров “Верного капитала”.
Ерлан Оспанов не исключает, что когда-нибудь нынешний собственник продаст эти месторождения:
— Суть нашего бизнеса в том, что мы приобретаем компании, которые по каким-то причинам недооценены. Когда эта компания будет улучшена, когда мы добавим стоимость в нее, безусловно, когда-нибудь мы ее продадим. Это нормальный бизнес.
Как правило, компания делает капитал, платит рыночную цену, как правило, мы применяем все известные на сегодня методики, мы считаем, что платим справедливую цену на рынке. Как правило, мы покупаем на вторичном рынке. Как правило, мы стараемся приобретать активы в Казахстане. Это наш дом, и наш фокус здесь.
***
© ZONAkz, 2013г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.