CITY A.M.: В.Ким уходит с поста главы “Казахмыса”. Или его “уходят”?

Смена казахстанского первого руководителя на иностранного первого руководителя представляется вынужденным шагом. Кто стоит за этим? Рахат Алиев?!

Издание CITY A.M. опубликовало репортаж под названием New chair for Kazakhmys as earnings drop — “Новый председатель для “Казахмыса” в то время как падают доходы”.

В нем говорится так: “Казахская горнорудная компания “Казахмыс”, чьи акции котируются на Лондонской фондовой бирже, вчера обнародовала информацию о сокращении основной прибыли на 30 с лишним процентов в 2012 году, без учета влияния своей доли в сопернической группе ENRC, так как низкие цены ударили по прибыли и не смогли компенсировать рост затрат.

Горнорудная компания, которой принадлежит 26 процентов ее соперницы ENRC, также заявила, что ей, возможно, придется уценить стоимость этой доли после резкого падения акций ENRC за 2012 год.

Компания-производительница меди сообщила, что бывший босс Лондонской биржи металлов Саймон Хил назначен ее председателем, а Эндрю Саузэм — финансовым директором, заменяющим Мэтью Херда, который уйдет в мае после шести лет работы. Новый председатель ожидался после того, как Владимир Ким заявил, что в мае планирует уйти в отставку.

Прибыль до уплаты процентов, налогов, износа и амортизации составила $1,36 млрд. (896 млн. фунтов стерлингов) против $1,96 млрд. годом ранее, без учета вклада от доли “Казахмыса” в капитале ее соперницы по FTSE-100, группы ENRC, который будет опубликован в следующем месяце”.

Итак, в казахстанской меднорудной компании грядут перемены. Прежде всего, речь идет о кадровых трансформациях. Они уже объявлены. Но вновь назначенные лица вступят в свои полномочия не теперь, а через некоторое время. До утверждения решения о смене главы компании на годовом общем собрании акционеров в мае функции председателя совета директоров сохраняются за Владимиром Кимом. Тогда же собирается уйти и Мэтью Херд.

Ожидающаяся смена на ключевом посту, на первый взгляд, кажется рутинной. То есть объясняющейся соображениями плановой ротации кадров. Но, вместе с тем, имеются основания полагать, что такая смена по большому счету является следствием давления извне. И вот почему.

Британская газета Independent опубликовала 14 июля 2010 года статью Алистера Добера под названием Kazakhmys accused over Astana government links — The Independent”, в которой говорилось о том, что корпорацию “Казахмыс” обвинили в чересчур тесных связях с руководством Казахстана. Вот как она начиналась: “Инвесторы в горнорудной компании “Казахмыс”, чьи акции котируются в Лондоне, не были предупреждены о тесных связях между ее менеджментом и руководством Казахстана до того, как пять лет назад ценные бумаги бизнеса были вынесены на биржу”, — заявила влиятельная группа давления. Неправительственная организация Global Witness, которая занимается мониторингом коррупции в индустрии природных ресурсов, поведала, что состоящая в FTSE 100 медная горнорудная компания управляется группой менеджеров, близких к властям Казахстана”.

Тут под FTSE 100 подразумевается 100 компаний с наибольшей капитализацией, которые включены в список Лондонской фондовой биржей. А Global Witness — это созданная в 1993 году международная неправительственная организация, ставящая своей целью борьбу с нарушениями прав человека странами, экспортирующими природные ресурсы. Она обращает внимание общественности на то, что по причине поверхностного подхода Великобритании к финансовому регулированию, Financial Services Authority (FSA) или, иначе говоря, “Администрация финансовых услуг” не исследовала в достаточной мере компанию до начала ее IPO в 2005 году, и “потенциально важная информация о биографиях высокопоставленных менеджеров” не была раскрыта.

Том Мэйн, участник кампании в Global Witness, сказал: “Инвесторы, включая обычных людей, делающих сбережения себе на пенсию, должны знать о рисках вокруг “Казахмыса”, потому что акции этой компании являются составляющей частью индекса FTSE 100. Но британское регулирование настолько неадекватно, что мы мало знаем о том, как (ее) высокопоставленные менеджеры, которые также являются ее основными акционерами, связаны с казахскими властями”.

Далее А.Добер писал так: “В самой компании “Казахмыс” признают, что некоторые члены совета директоров компании близки к руководству Казахстана, включая председателя Владимира Кима, который является единоличным крупнейшим акционером в компании с капитализацией в 5,8 млрд. фунтов стерлингов. Господин Ким – бывший член политического совета президента Назарбаева. В “Казахмысе”, возражая, заявили, что доклад Global Witness полон ошибок, а его источники добиваются подрыва власти. Global Witness признал вчера, что одним из его казахских источников является Рахат Алиев, бывший зять президента и бывший заместитель министра иностранных дел. Господин Алиев является известным противником президента”.

“Администрация финансовых услуг” (FSA), которая подверглась резкой критике в докладе Global Witness, от комментариев отказалась. Группа давления заявила, что наблюдатель должен расследовать связи между “Казахмысом” и властями Казахстана.

Статья А.Добера завершалась так: “Четыре ведущих акционера в “Казахмысе” имеют связи с Казахстаном. Согласно данным от Thomson Reuters, господин Ким владеет 38,9 процента акций, тогда как казахское министерство финансов держит 15 процентов. Генеральный директор Олег Новачук располагает 5,5 процентами, а другой член совета Владимир Ни, который, по данным Global Witness был когда-то руководителем персонала господина Назарбаева, владеет 2,2 процентами”.

Просто так отмахнуться от доклада Global Witness и его воздействия на лондонский Сити, видимо, не удалось. Но пауза для солидности была, похоже, выдержана. А потом настала пора принимать меры.

Владимир Ким еще в мае 2012 года заявил о своем намерении покинуть пост председателя совета директоров компании “Казахмыс” в течение последующих 12 месяцев. Сейчас ему уже подобрана замена.

Саймон Хил находится на позиции независимого директора совета директоров “Казахмыса” с 2007 года. На протяжении последних 5 лет он возглавлял комитет по аудиту при этой структуре. До прихода в “Казахмыс” Саймон Хил занимал ряд ключевых постов. В лондонском Сити он является очень известной персоной.

***

© ZONAkz, 2013г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.