Американская газета New York Times опубликовала переданную из Нью-Дели статью Брахмы Челланей под названием “China’s Hydro-Hegemony” — “Гидро-гегемония Китая”.
В ней говорится так: “Сейчас путем создания мега-плотин и водохранилищ на своих окраинах Китай работает над перенаправлением потоков крупных рек, которые являются жизненно важными для находящихся ниже по течению государств.
Китай является источником речных потоков в направлении большого количества стран в мире – от России, Казахстана и Кыргызстана до государств на Индокитайском полуострове и в Южной Азии”.
Брахма Челланей отмечает, что “Азия является в наибольшей мере испытывающим дефицит воды континентом в мире”. К сказанному этим автором можно добваить следующее. Даже по азиатским меркам в Казахстане ситуация с водой просто-таки аховая. Ведь мы в этом вопросе напрямую зависим от разных государств, которые или созревают для того, чтобы создать нам трудности, или уже созрели. На востоке это – Китай, откуда сюда текут наши полноводные реки Иртыш и Или. На юге — Сырдарья, а на западе – Россия. Причем российская вода, питающая целый ряд городов и поселков в Западном Казахстане, поступает не только по естественному пути, то есть по реке Урал, но еще и по искусственному водоводу, построенному незадолго до распада Советского Союза. В 1986-1987 годах. Они подают волжскую воду во многие населенные пункты Атырауской и Мангыстауской области.
Так что для Казахстана проблема трансграничных рек связана не только с Китаем. Проще сказать, с кем из соседей у него ее нет. Только с Туркменистаном. Все другие соседи являются источниками речных потоков в направлении Казахстана.
Что же касается Китая, где уже построено больше крупных плотин, чем во всем остальном мире вместе взятом, он теперь раскрывает планы по вложению колоссальных новых инвестиций в размере $635 миллиардов в водную инфраструктуру в течение следующего десятилетия.
Эта великая держава, по словам Брахмы Челланей, не признает концепции договоренностей по распределению воды или совместного, основанного на правилах управления общими ресурсами.
“К примеру, Пекин в своем неприятии конвенции Организации Объединенных Наций от 1997 года, которая устанавливает правила по совместному использованию водных ресурсов, отстаивал свое утверждение, что расположенное выше по течению реки государство имеет право устанавливать абсолютный территориальный суверенитет над водами на своей стороне международной границы. Или право отвести в сторону столько воды, сколько оно захочет использовать для своих нужд, независимо от того, какое воздействие это окажет на государство ниже по течению реки”, — говорится в статье из газеты New York Times.
Имеющее место в последнее время интенсивное промышленное и аграрное развитие Синьцзяно-Уйгурского автономного района КНР, видимо, должно обуславливать сокращение стока вод в озеро Балхаш. Развитие этой тенденции вполне может вылиться в повторение аральской катастрофы на озере Балхаш. На экологических форумах, посвященных проблематике Прибалхашья вновь и вновь говорится о нарастании дефицита водных ресурсов по причине перенаселенности в районах по ту сторону казахстанско-китайской границы, где также используются воду из реки Или. В этом Синьцзяно-Уйгурский автономной район повторяет опыт советской Средней Азии.
То есть в районе Прибалхашья сейчас складывается примерно такая же ситуация, какая она была в 1960-1990 г.г. в зоне Приаралья. Иными словами, формируется аналогичная система причинно-следственной связи. XX век явился веком прорыва Центральной Азии – Западного (бывшего царско-российского, а потом советского) Туркестана — в аграрно-индустриальном развитии и урбанизации. Арал пал его жертвой. Сейчас Синьцзяно-Уйгурский автономный район – Восточный (китайский) Туркестан – идет на повторение опыта Западного Туркестана. Это, в свою очередь, может обернуться для Балхаша повторением печальной судьбы Арала. То есть ценой аграрно-индустриального прорыва Синьцзяно-Уйгурского автономного района может оказаться гибель второго крупнейшего в Казахстане водоема.
В свою очередь, участь Или может разделить крупнейшая в Казахстане река Иртыш, имеющая огромное значение для нашей страны. Специалисты отмечают изменение внутригодового распределения и повышение уровня загрязнения стока Иртыша вследствие интенсивного использования его вод.
При существующем режиме Иртыш не в состоянии самоочищаться. Требуется оперативное вмешательство с целью сокращения сбросов загрязняющих веществ.
Но главная проблема — это колоссальные гидротехнические планы Китая, связанные с Иртышем. Ведь эта река также берет начало в этой соседней стране.
***
© ZONAkz, 2013г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.