Business New Europe: Станет ли Казахстан единоличным крупнейшим акционером в консорциуме по Кашагану

Почему же представляется маловероятным наличие у Казахстана желания стать в консорциуме NCOC единоличным крупнейшим акционером

Издание Business New Europe опубликовало статью под названием Kazakhstan still stalling on Kashagan stake — “Казахстан все еще тянет с решением по доле в проекте Кашаган”.

В нем говорится так: “Казахскому правительству по-прежнему предстоит принятие решения по заявке от индийского государственного энергетического гиганта ONGC на покупку права вхождения в проект по освоению месторождения Кашаган”, — заявил казахский министр иностранных дел Ерлан Идрисов в ходе своего визита в Нью-Дели 5 марта. Длительная задержка означает, что Астана сталкивается с тем, что является трудным выбором”.

Казахстан, сообщается далее в статье, в прошлом месяце дал понять, что он может заблокировать сделку, чтобы позволить своей собственной государственной нефтегазовой компании “КазМунайГаз” приобрести полностью или частью долю, выставленную на продажу в международном консорциуме, осваивающем гигантское нефтяное месторождение Кашаган.

Речь тут идет о заявлении правительства РК от 4 февраля о том, что оно все еще обдумывает, следует ли приобрести пакет акций группы ConocoPhillips в NCOC, компании, осваивающей гигантское месторождение Кашаган. Наблюдатели тогда обращали внимание на то, что официальная Астана выступила с таких позиций, несмотря на истечение в конце января официального срока для существующих акционеров на использование преимущественного права. В принципе, если бы у казахстанской стороны заблаговременно появилась ясность в этом вопросе, сделку еще до того могла бы заблокировать национальная компания “КазМунайГаз”, являющаяся одним из членов консорциума по освоению месторождения Кашаган. Однако ни она, ни другие акционеры в этой международной структуре блокировать названную сделку не стали.

Партнеры по проекту Кашаган должны были дать свои ответы в отношении соглашения американской группы ConocoPhillips с индийской корпорацией ONGC Videsh Ltd (OVL) до 25 января 2013 года. Они их и дали. Ответы оказались положительными. О том, что являющаяся оператором NCOC итальянская компания Eni не возражает против сделки ConocoPhillips с ONGC Videsh Ltd, стало известно задолго до истечения срока, отведенного существующим акционерам консорциума по освоению Кашагана на подготовку своих ответов. Вместе с тем до последнего момента оставалось неясным, какой же окажется позиция американского энергетического титана Exxon и англо-голландского нефтегазового гиганта Shell в отношении заключенного между группой ConocoPhillips и корпорацией ONGC Videsh Ltd соглашения. Считалось, что каждый из них способен заблокировать вхождение OVL в проект по освоению Кашагана, поскольку оба они предположительно собирались добиваться увеличения своих долей в консорциуме. Такие опасения оказались напрасными. К 25 января 2013 года они вместе с другими существующими акционерами дали свое “добро”. А вот правительство Казахстана для выработки и оглашения своей позиции по этому вопросу имеет больше времени. Оно может тянуть с ответом до 25 мая.

Ерлан Идрисов, выступая 5 марта вместе со своим индийским коллегой Салманом Хуршидом перед индийскими журналистами, по рассматриваемому вопросу попросту повторил заявление правительство РК от 4 февраля. Астана, по его словам, по-прежнему рассматривает заявку OVL.

Его индийский коллега Салман Хуршид сказал так: “Мы также дополнительно изучили возможности сотрудничества в углеводородном секторе. Мы просили поддержки правительства Казахстана для важной заявки, которую OVL делает с тем, чтобы получить долю в нефтяном месторождении Кашаган”.

“Однако Казахстан имеет в своем распоряжении закон от 2007 года, который дает Астане право блокировать иностранную инвестицию в случае, если она будет расценена как идущая вразрез с интересами страны. В феврале неназванный источник в казахском министерстве нефти и газа сказал изданию trend.az о том, что правительство планирует тянуть до июня с принятием своего решения”, — говорится в статье из Business New Europe.

Идрисов же, выступая 5 марта перед индийскими журналистами, утверждал, что решение слишком сложное, а посему, мол, спешка неприемлема.

Однако тут есть вещи, которые очевидны. И они, так сказать, лежат на поверхности. Если правительство РК заблокирует рассматриваемую сделку с тем, чтобы позволить своей собственной государственной нефтегазовой компании “КазМунайГаз” приобрести полностью или частью долю, выставленную на продажу в международном консорциуме, осваивающем месторождение Кашаган, она сделается там самым крупным акционером. И на ней окажется самая большая ответственность по развитию этого многотрудного и противоречивого проекта. А “КазМунайГаз” вряд ли готов взять на себя такой груз. Операторская деятельность даже куда более крупной и опытной итальянской компании Eni вызвала массу нареканий. Это – с одной стороны. С другой стороны, самые дееспособные акционеры в консорциуме NCOC — американский энергетический титан Exxon и англо-голландский нефтегазовый гигант Shell – ранее давали понять, что они станут добиваться передачи им полномочий оператора проекта, грозя в противном случае выйти из него.

И потом на самого крупного акционера приходится, соответственно, сама большая доля расходов по инвестициям. Это – серьезные деньги. И их придется находить. А пока же практика такова, что казахстанскую долю инвестиций вскладчину покрывают другие акционеры консорциума. А увеличение пакета акций означает рост инвестиционных расходов.

В силу вышеназванных причин представляется маловероятным наличие у Казахстана желания стать в консорциуме единоличным крупнейшим акционером.

***

© ZONAkz, 2013г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.