Газета Financial Times опубликовала статью Кристофера Томпсона под названием “ENRC internal inquiry raises suspicions” – “Внутреннее расследование в ENRC вызывает подозрения”.
В нем говорится так: “Внутреннее расследование по осведомительским обвинениям в состоящей FTSE 100 горнорудной Евразийской корпорации минеральных ресурсов вызвало подозрения относительно того, перечисляла ли она $100 млн. в виде “мошеннических платежей”.
Проект отчета для предъявления в Офис по борьбе с крупным мошенничеством, подготовленный Dechert, американской юридической фирмой, которая проводила следствие, вызвал обеспокоенность по поводу платежей на общую сумму не менее $100 млн. в течение четырех лет.
В нем делается ссылка на контракты, переданные компании с очевидными связями с Зауре Заурбековой, финансовым директором ENRC.
В одном случае, к примеру, компания, зарегистрированная на Булата, сына г-жи Заурбековой, выиграла, как сказано, три контракта на “stripping” — отделение металлической руды от отходных материалов, извлеченных из шахт вместе с ней, — на сумму $10,3 млн. в период между сентябрем 2010 года и маем 2011 года”.
В отчете в дополнение к сказанному сообщается, что “сын госпожи Заурбековой продал компанию в сентябре 2009 года, хотя ее юридическим адресом по-прежнему является квартира, принадлежащая госпоже Заурбековой в Алматы, крупнейшем городе Казахстана”.
В феврале Мехмет Далман — бывший инвестиционный банкир, который год назад был назначен председателем с первостепенной задачей, заключающейся в улучшении управляемости в ENRC — представил отчет о расследовании в SFO (Serious Fraud Office — Офис по борьбе с крупным мошенничеством).
Компания отказалась дать газете Financial Times копию этого документа, но она заявила: “[ENRC] воспринимает все осведомительские обвинения серьезно, и тому, чтобы они были тщательно расследованы, придается первостепенное значение. В настоящее время компания находится в процессе представления отчета в Офис по борьбе с крупным мошенничеством, и поэтому не может комментировать продолжающиеся расследования”.
Горнорудную корпорацию преследовали разногласия на заседаниях совета директоров и озабоченность по поводу управления со времени ее присоединения к лондонскому фондовому рынку в декабре 2007 года. Основатели бизнеса Александр Машкевич, Патох Шодиев и Алиджан Ибрагимов вместе владеют 44 процентами акций компании.
Помимо осведомительских утверждений в отношении казахстанского Соколовско-Сарбайского бизнеса ENRC, известного как ССГПО, компания оказалась вовлечена в горячие правовые споры в Демократической Республике Конго касательно медных активов с соперничающей горнорудной группой First Quantum Minerals. Разногласия были разрешены за $1,2 млрд.
Приходу господина Далмана предшествовали громкие увольнения бывшего босса GlaxoSmithKline, сэра Ричарда Сайкса и инвестиционного банкира Кена Олисы — последний является тем, кто охарактеризовал горнорудную корпорацию как “больше советскую, чем присущую City”.
Проект отчета фирмы Dechert перечислил трудности, с которыми следственная команда якобы столкнулась, в числе коих строительство ложных офисов, неназванный сотрудник, использующий специализированный компьютерный стирающий инструмент, и отказ от сотрудничества со стороны аутсорсинговых компаний и подрядчиков.
Она также сослалась на заявления об “эндемичном мошенничестве” в связи с закупками.
Госпожа Заурбекова и ее сын оказались недоступными для получения комментария”.
***
© ZONAkz, 2013г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.