Asian Correspondent: Китай и Россия являются “скрытыми конкурентами” в Казахстане

Прежние лидеры КНР и РФ Ху Цзиньтао и Д.Медведев Казахстан посетили в ходе первой загранпоездки. А В.Путин и Си Цзиньпин не последовали их примеру

Издание Asian Correspondent опубликовало большую аналитическую статью Микеле Пенны под названием “Analysis: Xi Jinping’s Moscow visit hints at China-Russia thaw — “Анализ: Московский визит Си Цзиньпина подразумевает потепление отношений Китай-Россия”.

В ней говорится так: “В течение нескольких десятилетий отношения между двумя соседями были ледяными, но окончание холодной войны и выход Китая на мировую арену изменили ситуацию. Распад советской империи и зарождение новой России отодвинули старую вражду в прошлое, оставляя окошко для сотрудничества и способствуя сближению двух стран. В 1996 году они создали Шанхайскую организацию сотрудничества, группу, которая включает в себя Китай, Россию, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан и фокусируется на безопасности в Центральной Азии”.

Но вместе с тем стратегически Китай и Россия, как утверждает Микеле Пенна, являются “скрытыми конкурентами в Центральной Азии”. Этот регион, по его словам, “традиционно зависит от России, но там за последние годы Пекин создал сильные позиции”.

Действительно, что-то изменилось в отношениях к Центральной Азии и у Москвы, и у Пекина. В особенности в том, что касается демонстрации ими важности для себя Казахстана.

Давать однозначную оценку в этой связи, пожалуй, еще рановато. Но кое-какие выводы уже сами по себе напрашиваются.

Владимир Путин в интервью ИТАР-ТАСС в канун визита председателя КНР Си Цзиньпина заявил так: “Тот факт, что первая зарубежная поездка нового китайского руководителя осуществляется в нашу страну, подтверждает особый характер стратегического партнерства между Россией и Китаем”.

Согласившись с тем, что маршрут первого международного турне только что вступивших в должность государственных руководителей говорит многое о приоритетах стран, которых они представляют, обратим внимание на такие обстоятельства. Они, как нам кажется, должны наводить на определенные размышления.

Так вот, прежний лидер КНР Ху Цзиньтао в начале лета 2003 года, отправившись в первую свою официальную заграничную поездку по другим странам, посетил, наряду с Францией и Россией, Казахстан и Монголию. То есть выказал высокое уважение к нашей стране. Такая политика со стороны руководства одной из величайших держав современности по отношению к Казахстану особенно обращала на себя внимание на фоне гораздо более сдержанного обращения с ним со стороны других сверхдержав.

Прежний российский лидер Дмитрий Медведев, как бы следуя поданному китайской стороной примеру, в мае 2008 года первый свой зарубежный визит совершил в Казахстан.

После этого в Астане побывали премьер-министр Италии С.Берлускони (осенью 2008 года) и президент Франции Николя Саркози (осенью 2009 года). Они, таким образом, прервали практику воздержания лидеров ведущих западных держав от визитов в Казахстан.

А далее вот что было. Нынешний лидер России в ходе проходивших 15 мая 2012 года переговоров с казахским президентом Н.Назарбаевым принял приглашение посетить Казахстан 25 мая. То есть официальная Астана, казалось, добилась согласия вновь избранного российского главы совершить свой первый зарубежный визит в Казахстан.

Владимир Путин, тогда избранный двумя месяцами ранее на третий президентский срок новый старый руководитель России, вроде бы сначала официально распланировал совершить поездки прежде в Казахстан, а потом в Беларусь с разницей в 6 дней между ними.

Обязательство по первому визиту подтверждается такими выдержками из стенограммы встречи Путина и Назарбаева:

“Н.НАЗАРБАЕВ: Самое главное, Владимир Владимирович, 25 мая исполняется 20 лет базовому Договору о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Кое-какие его статьи устарели, мы их обогнали в связи с созданием Таможенного союза. Я бы хотел, чтобы мы это не пропустили: внесли изменения и продлили его. Поэтому я приглашаю Вас с визитом ко мне.

В.ПУТИН: Принимаю с удовольствием”.

Обязательство по второму визиту подкрепляется сообщением пресс-службы Кремля от 16 мая.

На самом же деле В.Путин отступил от своего обещания “с удовольствием” посетить 25 мая Казахстан и с первым зарубежным визитом решил отправиться 19 мая в Беларусь. А в Казахстан он 25 мая так и не прибыл. Масс-медиа запестрели заголовками типа “Путин не поедет в Казахстан перед Беларусью”, “Путин отложил визит в Казахстан” и т.д. В Астану на празднования 20-летия упомянутого Н.Назарбаевым при его приглашении В.Путина базового договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи оказался впоследствии должен отправиться глава правительства РФ Д.Медведев. Да и он появился в Казахстане не 25 мая, как оговаривалось ранее, а 29 мая.

А между тем в дальнем зарубежье внимательнейшим образом следили за тем, куда же именно В.Путин совершит свои первые поездки за границу после избрания на третий президентский срок. Там не без основания полагали, что приоритетность выбора в данном случае не только может, но и попросту должна базироваться на понимании того, какие страны ближнего и дальнего зарубежья представляют сейчас для Кремля первостепенную важность, а какие – нет. То, что Астана не оказалась в числе в первую очередь посещаемых заграничных столиц, могло, наверное, означать наличие таких объяснений. Или для официальной Москвы на теперешнем этапе двусторонних отношений вполне допустимо позволить проигнорировать возможность возникновения серьезной обиды у официальной Астаны из-за этого случая. Или российско-казахстанские связи на высшем уровне с некоторых пор переживают, вероятно, какой-то не очень бросающийся в глаза при стороннем взгляде, но вместе с тем весьма значительный кризис.

Как бы то ни было, В.Путин в прошлом году свою поездку в Астану оттягивал настолько, насколько это было возможно. Это было видно всем.

А теперь, вот, вновь избранный китайский президент Си Цзиньпин отправился в первую свою официальную заграничную поездку по другим странам. Казахстан в числе государств, которые он при этом турне собирается посетить, не фигурирует.

Похоже, Пекин в определенном смысле принял эстафету у Москвы. Но что все это может означать? Вот в чем и вопрос.

***

© ZONAkz, 2013г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.